Инструкция
1
Школьное сочинение – это не литературная статья в миниатюре. Цель сочинения – понять, как чувствует школьник произведение, как он умеет мыслить, какие выводы делать, а также насколько хорошо он усвоил теоретический курс литературы и информацию о данном авторе и произведении. Темы для сочинений бывают самыми разными, но, как правило, для сочинения учитель выбирает тему, которую на уроках вы не успели пройти в рамках изучения данного произведения. Поэтому вот несколько правил написания любого сочинения, в том числе и по «Тихому Дону».
2
1) Произведение должно быть прочитано. Правда, школьники часто практикуют написание сочинений по произведениям, о которых лишь слышали урывками на уроках или прочитали в кратком содержании. Мало того, такие сочинения иногда получаются вполне успешными. Однако опытный учитель всегда отличит вдумчивое сочинение от поверхностного, даже если и не укажет на это ученику.
2) Нужно четко следовать теме сочинения. Отступления возможны, но сочинение, написанное на совершенно другую тему вряд ли будет оценено высоко.
3) Не увлекайтесь цитированием. Цитаты нужны для подтверждения текстом ваших суждений, но не стоит составлять из них сочинение.
4) Применяйте теорию, исторические сведения и факты об авторе и произведении.
3
Теперь немного о специфике произведения «Тихий Дон». Это произведение – роман-эпопея, и рассматривается в школе с нескольких основных точек зрения. Во-первых, это тема войны и того, как она влияет на судьбу народа. Во-вторых, тема казачества как совершенно особого сообщества и образа жизни. В-третьих, это судьба отдельно взятого человека, его характер и качества. Если речь идет о войне или о казачестве, то непременно нужно изучить какие-либо материалы на эту тему, чтобы быть подкованным в этих вопросах и суметь правильно построить аргументацию.
4
В сочинении по «Тихому Дону» непременно нужно сказать о неповторимом языке Шолохова. Во многом от него зависит художественное своеобразие романа. В языке много диалектной лексики, просторечий. Много настолько, что современному человеку иногда трудно без словаря понять, о чем идет речь. Таким образом Шолохов пытался погрузить читателя в мир произведения.
5
Помните об основных компонентах композиции сочинения – вступлении, основной части и заключении. Выстройте логическую цепочку рассуждений, все свои мысли подтверждайте текстом.
6
Используйте в сочинении все то, что давал учитель на уроке, перечитайте свои записи. Возможно, это и не слишком правильно, но большинство учителей любит, когда в сочинениях фигурируют те самые положения, которые они диктовали на уроках.
7
Пользоваться готовыми сочинениями по «Тихому Дону» можно, но не стоит выдавать их за свои. Во-первых, можно попасть в неудобную ситуацию, а во-вторых, учителя часто знакомы с текстами готовых сочинений. Лучше использовать их для поиска интересных идей и оборотов.