Совет 1: Как и из-за чего лишают родительских прав

Семейный кодекс Российской Федерации гласит, что родители ребенка имеют равные права, и несут одинаковые обязанности по отношению к своему ребенку. Родители обязаны воспитывать своего ребенка. Права родителей не могут идти в разрез с интересами ребенка.

Последняя мера, которая применяется относительно родителей - лишение родительских прав. Лишить родительских прав могут на таких основаниях:

  1. Если родителем не выплачиваются алименты, и он уклоняется от выполнения обязанностей родителя.

  2. Если отсутствует уважительная причина взять своих детей из роддома, либо другого лечебного, воспитательного или других учреждений.

  3. Если родители злоупотребляют своими родительскими правами.

  4. Родители жестоко обращаются со своим ребенком.

  5. Родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.

  6. Когда родитель совершает умышленное преступление против здоровья и жизни детей и супруги (супруга).

Лишить родительских прав может суд. Заявление в суд может быть написано одним из родителей или другим лицом, их заменяющим, а также органами опеки или попечительства и т.д.

В суде должны быть доказаны факты, которые подтверждают бесспорную вину родителей и то, что родитель не изменит свое поведение в лучшую сторону.

Вынесение судом решения о лишении родителей своих прав относительно ребенка влечет за собой утрату родителями прав, которые основываются на факте родства с детьми.

В случае такого решения суда родители не лишаются обязанности содержать своих детей, а также принимать участие в расходах на обучение и лечение. Только по прошествии трех лет с момента вынесения решения судом о лишении родительских прав родители освобождаются от ответственности за вред, причиненный ребенку.

Если жилье, в котором проживают дети и родители не приватизировано, то суд может сделать вывод, что совместная жизнь родителей и детей невозможна, поэтому родителей могут выселить без предоставления иного жилья.

Если жилье принадлежит на праве собственности родителям или детям, то родители, лишенные родительских прав, могут быть выселены по решению суда, поскольку с момента принятия судебного решения родители не являются членами семьи своих детей.

Если же жилье, в котором проживают дети и родитель, лишенный родительских прав, принадлежит им на равной степени, то родитель не имеет права быть выселенным. В таком случае возможно переселение детей, но право их собственности на жилье сохраняется.

Видео по теме
Источники:
  • Личные неимущественные права и обязанности родителей и детей

Совет 2 : За что могут лишить родительских прав

Хорошо, когда ребенок воспитывается в полной семье с любящими родителями. Однако, к сожалению, бывает ситуации, когда лучше кого-то из родителей, а порой и сразу обоих, отстранить от этой важной функции.
За  что могут лишить родительских прав

Почему лишают родительских прав

Родительские права - это совокупность все прав и обязанностей, которые несут родители перед своими несовершеннолетними детьми. Они теряют свою силу после достижения ребенком 18 лет или признанием его дееспособным в случае создания семьи по определенным обстоятельствам. Оба родителя имеют одинаковые права и обязанности перед ребенком.

Наиболее оптимально для детей воспитание в полной семье биологическими родителями. Но при некоторых обстоятельствах и только по решению суда их могут лишить или ограничить в правах. Это может произойти в том случае, если выявлены факты и доказательства ущемления интересов или причинение вреда ребенку. Причины для лишения родительских прав прописаны в Семейном кодексе РФ. Трактовка их не является точной и подлежит корректировке в суде с учетом всех обстоятельств.

Одной из главных причин для лишения является невыполнение обязанностей родителей, неуплата алиментов более 6 месяцев. К обязанностям родителей относят соблюдение и защита интересов ребенка, получение им полного образования, сохранение психического и эмоционального здоровья и т.д. Если родители проживают раздельно, то поводом для лишения прав второго родителя (или обоих - в случае проживания их не с ребенком), может служить то, что они в течение 6 месяцев не платили алименты и никак не участвовали в жизни ребенка.

Лишить родительских прав могут также при их злоупотреблении. Такое бывает, если родитель, пользуясь своей властью, действует против интересов ребенка: приучает его к спиртному/наркотикам, запрещает получать образование, пропагандирует какие-то взгляды на жизнь, опасные для физического или психического здоровья.

Еще одной причиной является жестокое обращение с детьми, насилие над ними, а также совершение умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка или супруга. Родители, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией, тоже могут быть лишены своих прав, т.к. не могут исполнять свои обязанности в нужной мере.

Дело по лишению родительских прав рассматривается в суде по заявлению одного из родителей, прокурора или органов опеки. После принятия такого решения, ребенок передается второму родителю или опекуну, назначенному судом, либо в детский дом. При этом все свои имущественные права он не теряет (собственность на жилье, получение наследства). Родитель же не имеет какое-либо право на ребенка, в том числе участвовать в его жизни, но все равно обязан выплачивать алименты.

Ребенка, которого забрали у родителей, не могут усыновить другие люди в течение полугода. Этот срок закон дает биологическим родителям ребенка на исправление своих ошибок.

Можно ли восстановить родительские права

Лишение родительских прав не является окончательным и неоспоримым. Их можно восстановить, приложив при этом достаточно большие усилия. Для этого надо снова обращаться в суд и заводить дело, предоставив доказательства о своем исправлении. Стоит только помнить, что если ребенок уже усыновлен, то тогда процесс становится необратимым. Кроме этого, ребенок, достигший 10-летнего возраста, может сам отказаться возвращаться к родителям, даже не называя причины. В этом случае суд учитывает желание ребенка и отказывает родителям в восстановлении прав.

Совет 3 : Можно ли неплательщика по кредитам, находящегося в розыске, лишить родительских прав

Уклонение от уплаты задолженности по кредиту является нарушением законодательства и в зависимости от размера долга карается штрафом либо тюремным сроком. При этом попытка скрыться от органов защиты правопорядка и отказаться от собственной семьи может стать отягощающим фактором.
Можно ли неплательщика по кредитам, находящегося в розыске, лишить родительских прав

В каких случаях применяется лишение родительских прав

Наличие у гражданина задолженности по кредиту изначально не является основанием для лишения его родительских прав, однако может попадать под действие статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней, выделяют следующие основания для лишения обоих родителей либо одного из них соответствующих прав:

  • уклонение от выполнения обязанностей родителей, включая злостное уклонение от уплаты алиментов;
  • отказ в принятии своего ребенка после его рождения без уважительных причин;
  • злоупотребление родительскими правами;
  • жестокое обращение с детьми, включая применение физического или психического насилия над ними;
  • покушение на половую неприкосновенность детей;
  • хронический алкоголизм или наркомания;
  • совершение умышленного преступления против здоровья или жизни детей, а также другого родителя либо иного члена семьи.

Таким образом, если один из родителей скрывается от кредиторов, однако при этом продолжает исправно платить алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка, он не может быть лишен родительских прав без отягощающих обстоятельств. Важно внимательно изучить закон и соотнести его с поведением нерадивого родителя. Возможно, у него имеются нарушения по уплате алиментов, либо существуют подтвержденные документально факты жесткого обращения семьи. При наличии соответствующих данных можно приступить к подготовке судебного разбирательства.

Судебный процесс о лишении родительских прав

Сначала заявителю нужно обратиться в местный орган опеки и попечительства. Сотрудники организации предоставят консультационные услуги, проверят некоторые факты и помогут составить необходимые документы с учетом конкретной ситуации. Для дальнейшего обращения в суд вам понадобятся:

  • нотариально заверенная копия свидетельства о рождении ребенка;
  • копия свидетельства о разводе (если ранее супруги развелись);
  • справка-характеристика на родителей от органа опеки;
  • справка об уплате (либо неуплате) алиментов.

Для составления справки-характеристики представители органа опеки посещают место проживания детей с родителем-опекуном, выясняют место работы и финансовое положение последнего. В случае пропажи второго родителя без вести проводится проверка факта уплаты им алиментов. Если платежи не производились более 6 месяцев, орган опеки оформляет прямое постановление о лишении соответствующего лица родительских прав и направляет его в суд. Заявителю по делу нужно так же обратиться в мировой или районный суд по его месту жительства.

Составьте исковое заявление, указав в нем все причины, по которым суд должен лишить одного из супругов (бывших супругов) родительских прав. Уклонение от воспитания детей и скрывание без вести в связи с наличием задолженности по кредитам может приниматься судом во внимание для вынесения итогового решения, поэтому о данном факте нужно тоже сообщить в заявлении. Вместе с копией паспорта и пакетом собранных при помощи органа опеки документов приложите к иску квитанцию об уплате госпошлины в размере 300 рублей и по возможности справку о наличии у нерадивого родителя судимости (открытого административного или уголовного дела), которую можно затребовать в отделении полиции.

Правила рассмотрения исков о лишении родительских прав регулируются статьей 154 ГПК РФ. Срок рассмотрения дела составляет до двух месяцев в районном суде и до одного месяца – в мировом. По истечении этого срока назначается дата судебного разбирательства. С учетом пропажи ответчика без вести решение может приниматься в одностороннем порядке. При наличии у суда каких-либо замечаний по делу организуется слушание, на котором истец должен ответить на все вопросы и постараться подтвердить сказанное.

На суде можно использовать свидетельские показания, пригласив на заседание представителей органа опеки, полиции, банка, а также ближайших родственников, если они могут словесно или документально подтвердить злостное нарушение одним из родителей положений статьи 69 Семейного кодекса РФ. Если фактов по делу будет достаточно, суд постановит лишить гражданина родительских прав, обязав орган опеки сделать второго родителя (или иного родственника) единственным опекуном ребенка.

Совет 4 : Можно ли лишить родительских прав отца, если он не платит алименты

Лишение родительских прав - самое суровое наказание для недобросовестных родителей. Сама по себе полная или несвоевременная неуплата алиментов не дает полного права для лишения. Большую роль играет совокупность действий со стороны отца, а именно: обеспечение своего ребенка, участие в его развитии и воспитании.
Фото с фотостока pexels.com

1. Отец осознанно не желает участвовать в воспитании и содержании своего ребенка

Чтобы лишить бывшего мужа родительских прав, суду необходимы доказательства, а именно: долг по уплате алиментов (доказывается соответствующей справкой, которая выдается судебным приставом), привлечение к административной или уголовной ответственности. Уклонение отца от содержания и воспитания может заключаться в том, что он не интересуется здоровьем ребенка, не участвует в его воспитании, обучении, не уделяет время совместному времяпрепровождению, не обеспечивает первыми необходимыми вещами и продуктами. Проще говоря – никак не проявляет своих родительских обязательств.

Однако стоит учесть, если отец докажет свою нетрудоспособность или недееспособность в суде, лишить его родительских прав, даже при несоблюдении всего вышеперечисленного, не получится.

2. Отец использует свои родительские права со злым умыслом против ребенка

К таким мотивам можно отнести случаи, когда отец не дает согласие на госпитализацию ребенка (а ребенку жизненно необходима она). В юридической практике немало случаев, когда отец не дает разрешение на переливание крови или пересадку органов из-за религиозных побуждений. Также можно лишить родительских прав, когда отец препятствует или вовсе запрещает ребенку обучаться, развиваться, склоняет к занятию проституцией, к совершению административных или уголовно наказуемых деяний, употреблению наркотиков (даже путем обмана) и алкоголя.

3. Жестокое обращение

Закон гласит, что к жестокому обращению относится как физическая расправа (побои, насильственные действия), так и психическое давление (оскорбления, угрозы, унижения).

Чтобы лишить отца родительских прав по таким причинам, необходимо подтвердить насилие медицинскими справками, пройти освидетельствование.

4. Если отец лично употребляет наркотики/алкоголь или имеет доказанную зависимость

Доказать, что бывший муж имеет хроническую зависимость, можно несколькими способами:

1) Если он состоит на учете у нарколога

2) Если же нет, собрать как можно больше доказательств и свидетельских показаний для предоставления их в суде.

Указанный перечень не является исчерпывающим, и, если вы хотите лишить отца родительских прав только по причине неуплаты алиментов, для этого должны быть очень веские причины (корыстные). Если причина неуплаты все же кроится в намеренных действиях, соберите все необходимые документы, доказывающие это, и идите в суд. Закон будет на вашей стороне.

В некоторых случаях неуплата алиментов может быть в связи с нетрудоспособностью, малообеспеченностью, болезнью.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500