Совет 1: Как по масштабу определить расстояние на карте

Местность на карте всегда показана в уменьшенном виде. Коэффициент уменьшения называется масштабом. Измерив длину отрезка на карте, можно затем вычислить действительное расстояние между двумя объектами на местности.
Как по масштабу определить расстояние на карте
Инструкция
1
Если необходимо узнать расстояние между двумя точками по прямой линии, измерьте соответствующий отрезок на карте при помощи линейки. Предпочтительно, чтобы она была изготовлена из как можно более тонкого листового материала. В случае, если поверхность, на которой расстелена карта, не является плоской, поможет портновский метр. А при отсутствии тонкой линейки, и если карту не жалко прокалывать, удобно использовать для измерения циркуль, желательно с двумя иголками. Потом его можно перенести на миллиметровую бумагу и измерить длину отрезка по ней.
2
Дороги между двумя точками на карте редко бывают прямыми. Измерить длину кривой линии поможет удобный прибор - курвиметр. Чтобы им воспользоваться, вначале вращением ролика совместите стрелку с нулем. Если курвиметр электронный, устанавливать его на нуль вручную необязательно - достаточно нажать кнопку сброса. Придерживая ролик, прижмите его к начальной точке отрезка так, чтобы риска на корпусе (она расположена над роликом) указывала прямо на эту точку. Затем ведите ролик по линии, пока риска не окажется совмещена с конечной точкой. Прочитайте показания. Учтите, что у некоторых курвиметров имеются две шкалы, одна из которых имеет градуировку в сантиметрах, а другая - в дюймах.
3
Найдите на карте указатель масштаба - обычно он расположен в правом нижнем углу. Иногда этот указатель представляет собой отрезок калиброванной длины, рядом с которым указано, какому расстоянию он соответствует. Измерьте длину этого отрезка линейкой. Если окажется, например, что он имеет длину в 4 сантиметра, а рядом с ним указано, что соответствует 200 метрам, поделите второе число на первое, и вы узнаете, что каждому картах вместо отрезка присутствует готовая фраза, которая может выглядеть, например, следующим образом: «В одном сантиметре 150 метров». Также масштаб может быть указан в виде соотношения следующего вида: 1:100000. В этом случае можно подсчитать, что сантиметру на карте соответствует 1000 метров на местности, поскольку 100000/100(сантиметров в метре)=1000 м.
4
Измеренное линейкой или курвиметром расстояние, выраженное в сантиметрах, умножьте на указанное на карте или рассчитанное количество метров или километров в одном сантиметре. В результате получится реальное расстояние, выраженное, соответственно, в метрах или километрах.

Совет 2 : Как определить расстояние на карте

Любая карта представляет собой уменьшенное изображение какой-то территории. Коэффициент, показывающий, насколько изображение уменьшено по отношению к реальному объекту, называется масштабом. Зная его, можно определить расстояние по карте. Для реально существующих карт на бумажной основе масштаб – величина фиксированная. Для виртуальных, электронных карт эта величина меняется вместе с изменением увеличения изображения карты на экране монитора.
Как определить расстояние на карте
Инструкция
1
Если ваша карта на бумажной основе, то найдите ее описание, которое называется легендой. Чаще всего, оно находится в зарамочном оформлении. В легенде обязательно должен быть указан масштаб карты, который вам подскажет, сколько измеренное в сантиметрах расстояние по данной карте составит в реальности, на местности. Так, если масштаб равен 1:15000, то это значит, что 1 см на карте равен 150 метров на местности. Если масштаб карты равен 1:200000, то 1 см, отложенный на ней равен 2 км в реальности
2
городе или от одного населенного пункта до другого, то маршрут ваш будет состоять из прямолинейных отрезков. Вы будете двигаться не по прямой, а по маршруту, проходящему вдоль улиц и дорог.
3
На самом деле расстояние между начальной и конечной точкой вашего пути будет длиннее, чем расстояние, измеренное между начальной и конечной точкой пути. Чтобы измерения были точными, нанесите на карту маршрут вашего движения в виде коротких и длинных прямых отрезков, определите их сумму и по ней узнайте действительное расстояние, которое вам необходимо преодолеть.
4
Чтобы определить расстояние по электронной карте, можно воспользоваться одной из многих геоинформационных программ, которые можно найти в интернете. Есть специализированные программы, которыми пользуются транспортные компании. Задав начальный и конечный пункт назначения, населенный пункт, вы сможете получить карту, на которой будет нанесен маршрут вашего следования и указано общее его расстояние и расстояние между узловыми точками маршрута.
5
Расстояние по карте можно измерить с помощью инструмента «Линейка» геоинформационных пакетах Google Earth и Yandex Maps, подосновой для карт в которых являются космические спутниковые снимки. Просто включите этот инструмент и кликните мышкой по точке, отмечающей начало вашего маршрута и той, где его планируете завершить. Значение расстояния можно будет узнать в любых заданных единицах измерения.

Совет 3 : Как высчитывать масштаб

Масштаб чертежа, карты, схемы или изображения – это отношение линейных размеров объектов, отражаемых на них, к реальным размерам этих же объектов на местности или в натуре. Если это схема, машиностроительный чертеж или карта, то, обычно, указание масштаба является обязательным требованием для такого рода документов. Но иногда бывает так, что масштаб не известен, поэтому его надо определить самостоятельно.
Как высчитывать масштаб
Инструкция
1
На всякий случай, проверьте, быть может, вы просто не заметили эту надпись. В схемах и чертежах он должен быть указан в штампе. Это может быть надпись полного формата «Масштаб 1:20» или сокращенного «М 1:20». На топографических картах и схемах указание масштаба также обязательный элемент зарамочного оформления. Он может быть указан в заголовке карты, который расположен вверху или внизу. Иногда надпись, отображающая масштаб располагается в тексте легенды карты или непосредственно на ней самой. Внимательно просмотрите схему или карту.
2
Если вы не нашли указания масштаба на схеме машиностроительной детали или строительного плана, на которых указаны размеры детали в сантиметрах или промеры в метрах, то вы можете определить масштаб самостоятельно. Измерьте размеры на бумаге обычной линейкой в миллиметрах или долях сантиметра. Разделите значение, указанное на схеме и переведенное в миллиметры и ли сантиметры, на то, что у вас получилось при измерении. Это и будет искомый знаменатель масштаба чертежа или плана.
3
Похожим образом можно узнать и масштаб карты или топографической схемы. Вам необходимо для этого внимательно посмотреть на карту и определить пару-тройку характерных объектов, расположенных на местности. Для карт крупного масштаба это могут быть здания, трубы котельных. Для карт и схем небольших масштабов можно использовать вершины возвышенностей и гор, развилки дорог, другие характерные точки рельефа и местности. Измерьте линейкой расстояние по карте между этими характерными объектами.
4
Если у вас есть карта этой же территории с известным масштабом, то измерьте на ней расстояние между теми же характерными точками и сделайте пересчет масштабов. Если такой карты нет, то воспользуйтесь картографическими сервисами Yandex или Google. Найдите эту местность по космическим снимкам, которые являются основой данных сервисов и определите на ней те же характерные точки, которые вы нашли на карте или схеме. Выберите инструмент «Линейка», измерьте по космоснимкам расстояние в километрах и высчитайте по этим данным и измеренному по карте расстоянию масштаб вашей карты.

Совет 4 : Как выбрать масштаб

Чтобы пользователь чувствовал себя комфортно при работе на компьютере, значки папок и файлов, надписи и другие компоненты системы и «Рабочего стола» должны быть настроены соответствующим образом. Чтобы выбрать и установить подходящий масштаб, необходимо выполнить ряд действий.
Как выбрать масштаб
Инструкция
1
Откройте окно «Свойства: Экран». Сделать это можно несколькими способами: через меню «Пуск» вызовите «Панель управления», в категории «Оформление и темы» выберите значок «Экран» или любое из заданий. Если «Панель управления» отображается в классическом виде, нажмите на значок «Экран» сразу. Другой способ: в любом свободном месте «Рабочего стола» кликните правой кнопкой мыши. В выпадающем меню выберите пункт «Свойства», - откроется нужное диалоговое окно.
2
В открывшемся диалоговом окне «Свойства: Экран» перейдите на вкладку «Параметры». Масштаб изображения на экране во многом зависит от выбранного разрешения. В категории «Разрешение экрана» с помощью «ползунка» выберите тот масштаб, который вам подходит, и нажмите кнопку «Применить». На запрос системы о подтверждении изменений ответьте утвердительно.
3
Если вас не устраивает масштаб, который можно выбрать описанным способом, на той же вкладке нажмите на кнопку «Дополнительно». В дополнительно открывшемся диалоговом окне «Свойства: Модуль подключения монитора и [название вашей видеокарты]» перейдите на вкладку «Общие». В поле «Масштаб (количество точек на дюйм)» с помощью выпадающего списка установите значение «Особые параметры». В открывшемся окне «Выбор масштаба» установите с помощью линейки или выпадающего списка нужный вам масштаб. Нажмите кнопку ОК и «Применить». Если потребуется, перезагрузите компьютер.
4
На вкладке «Оформление» окна «Свойства: Экран» выберите размер шрифта, который удобен для ваших глаз. Если не хватает имеющихся настроек, нажмите кнопку «Дополнительно». Используя выпадающий список в разделе «Элемент», выбирайте тот элемент, масштаб которого хотите изменить. Введите в доступных полях нужный вам размер шрифтов, кнопок управления окнами и так далее. После внесения изменений нажмите в дополнительном окне кнопку ОК, в окне свойств – кнопку «Применить» и закройте окно обычным способом.

Совет 5 : Какие есть масштабы карт

Топографические планы и карты, составленные на их основе, являются точными изображениями земной поверхности, спроектированными на плоскость. Масштаб – отношение размера любого топографического объекта на карте к его реальному размеру на местности, позволяет производить по ней линейные и площадные измерения.
Какие есть масштабы карт
Инструкция
1
Все топографические планы и карты имеют масштабы, которые в обязательном порядке указываются в их легенде – поясняющих надписях. В физическом смысле это отношение длины линии на карте к длине той же линии на местности. Такие планы и карты отображают топографические объекты в точных пропорциях, заданных масштабом. На планах и картах масштаб указывается в численном виде, как дробь, числитель которой всегда единица, а знаменатель – численное значение, показывающее во сколько раз размер объекта на карте меньше, чем размер того же объекта не местности, например, 1:10000, 1:250000 и т.п. Иногда вместе с численным масштабом в легенде карты указывают и линейный масштаб, который представляет собой линейку с указанием цены каждого деления в километрах или метрах.
2
В устной речи обычно упоминается не численный, а именнованный, или словестный, масштаб, более удобный для понимания. Например, вышеупомянутые численные масштабы в этом случае будут указаны, как: в одном сантиметре сто метров или в одном сантиметре два с половиной километра. Чем крупнее масштаб, т.е., чем меньше знаменатель численного масштаба, тем точнее будут измерения, произведенные на карте.
3
Подразделение на топографические планы и карты производится по масштабам. К планам относятся те картографические материалы, которые имеют крупный масштаб, к картам – более мелкий. Поскольку на картах изображаются большие площади, чем на планах, при создании карт учитывается элипсовидная форма земной поверхности, при этом центральная часть карты отображается почти без искажений, а ее края трансформируются с учетом развертки на плоскость.
4
В России с целью стандартизации картографической продукции разных масштабов, при создании планов используются численные масштабы: 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500. Как правило, топографические планы необходимы для узкоспециальных целей. Они находят применение в землепользовании, лесном и сельском хозяйстве, градостроительстве. При создании карт используется стандартная линейка мелких масштабов: 1:1 000 000, 1:500 000, 1:200 000, 1:100 000, 1:50 000, 1:25 000, 1:10 000. Такая картографическая продукция находит широкое применение для целей образования, управления, экономического и политического анализа.
Обратите внимание
Ранее топографические карты, масштаб которых был крупнее, чем 1:50 000 относились к сведениям, составляющим государственную тайну. В настоящее время гриф секретности с них снят.
Источники:
  • Масштаб 1 к 1000 это сколько
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500