Инструкция
1
В первую очередь примите решение о рынке, на котором будете представлять летательный аппарат на продажу. Это может быть открытый или закрытый рынок. Термин закрытого рынка означает, что вы предложите купить самолет ограниченному количеству заинтересованных лиц – родственникам, знакомым, друзьям, бизнес-партнерам и т.п. В этом случае факт продажи не будет предан широкой огласке. Для многих сокрытие имени собственника или компании и самого факта владения воздушным судном является существенным моментом реализации. С другой стороны, закрытый рынок часто не дает возможности продать самолет быстро и/или по реальной рыночной стоимости. Продажа на открытом рынке означает, что вы предложите приобрести его максимально широкой аудитории. Шанс продать быстрее и дороже возрастает.
2
Примите решение о том, будете ли вы самостоятельно реализовывать воздушное судно или обратитесь за помощью к специалистам – дилерам, брокерам и другим профессиональным посредникам. Самостоятельно реализовывайте самолет только в том случае, если имеете серьезный опыт в этом, а также, если владеете достаточным количеством свободного времени и запасом терпения. Практика показывает, что в большинстве случаев владельцы частных самолетов выбирают сведущих и профессиональных в своем деле посредников.
3
Учтите, что дилер и брокер – это не одно и то же. Дилер купит у вас самолет с целью его дальнейшей перепродажи. При этом он сразу же передает оговоренную сумму бывшему владельцу и берет на себя расходы по владению аппаратом в течение всего периода его перепродажи. Естественно, комиссионные дилера будут ощутимо выше, чем у брокера. Поэтому обращайтесь к дилеру в том случае, когда вам нужно быстрее избавиться от расходов на самолет, ведь до момента продажи его конечному покупателю может пройти много месяцев. Кроме того, этот вариант избавляет вас от риска неудачной сделки. То есть, когда на судно так не найдется покупатель по предложенной цене и ее придется снижать.
4
Если вариант продажи через дилера не устраивает, выбирайте брокера. Брокер на авиационном рынке выступает как консультант и партнер продавца самолета. Расходы по содержанию самолета несет его владелец до момента непосредственной передачи его новому хозяину. Выбор брокера рекомендуется, если вы заинтересованы продать самолет по максимальной цене. В этом же будет заинтересован и брокер, так как от продажной стоимости зависят его комиссионные.
5
Позаботьтесь об оперативности предоставления потенциальному покупателю любой информации и технической документации, касающейся воздушного судна. На этапе проведения технической экспертизы – наоборот, скрывайте недостатки, которые дадут повод для снижения цены.
6
Поинтересуйтесь ситуацией на вторичном рынке. Сейчас, после кризиса, когда экономика страны начинает потихоньку подниматься, рыночная конъюнктура выравнивается в пользу продавца. Цены растут в том числе и на подержанные модели. Часто покупаемые самолеты найти в продаже трудно. Очереди на поставку новых воздушных судов растут.
7
При выставлении цены на свой самолет учитывайте, прежде всего, его возраст и класс. Возраст летательного аппарата определяется годом выпуска, налетом, количеством посадок и запусков двигателей. Класс определяется летно-техническими характеристиками, типом, условиями эксплуатации. Кроме того, на цену влияют конкурентоспособность воздушного судна, статистика инцидентов при эксплуатации, относительная величина эксплуатационных о операционных расходов, наличие модернизаций и обновлений салона и авионики в соответствии с современными стандартами, частота смены владельцев.