Вам понадобится
  • - поставить цель занятия;
  • - знать особенности индивидуального развития ребенка;
  • - сделать подбор развивающих игр и упражнений в соответствие с целью.
Инструкция
1
Уже с младшего дошкольного возраста педагог проводит развивающие занятия, на которых дети сами могут найти знание, а не получают их в готовом виде. Например, воспитатель показывает малышам котенка и спрашивает, чем можно его накормить. Заранее на ближайшем столе приготовлены для кормления морковка, конфета, каша в тарелке, молоко в миске. Чаще всего дети ориентируются на свои вкусовые предпочтения и предлагают ему попробовать конфету, которую котенок не ест. При нахождении еды, которая подходит для маленького кота, малыши испытывают яркое чувство восторга, даже не оттого, что животное ест, а оттого, что они сами догадались, чем его нужно кормить. Важнее становится не само знание, а способ его получения.
2
Для того, чтобы занятие стало по-настоящему развивающим, новое знание должно находиться в «зоне ближайшего развития» ребенка, т.е. может быть найдено с минимальной помощью взрослого человека. Именно взрослый помогает малышу переступить черту незнания: подсказывает или создает специальную ситуацию, в которой новое знание становится доступным. То, что ребенок познает без помощи взрослого, находится в «зоне его актуального развития» и специального стимулирования не требует. Занятия, построенные на актуальном интересе ребенка, не являются развивающими.
3
Содержание развивающих занятий чаще всего выходит за рамки образовательного стандарта: педагог привносит в занятие дополнительное знание к программе обучения дошкольников. Или использует программные материалы, развивая у детей новое их восприятие, а также личностные качества, не регламентированные программными требованиями, но актуальные для современного образования. Например, воспитатель не просто рассказывает детям сказки, а учит в них находить способы достижения чего-либо желаемого детьми. Как простой Иван-крестьянский сын стал царевичем? Что он для этого сделал? Обсуждается фрагмент сказки, где Иван не уснул ночью, когда караулил вора на своем поле, и в отличие от старших братьев, поймал его. С детьми можно вспомнить, что он делал, чтобы не спать. Умение преодолевать свои слабости формирует волю человека, а волевой человек может многого достичь в жизни.
4
В развивающем занятии все виды деятельности детей подчиняются единой цели: и части занятия, и игры, и физкультминутки. Несколько занятий также могут быть объединены общей целью, т.е. в течение дня педагог проводит 2-3 занятия, направленные на получение единого результата. Развивающим может стать целый комплекс занятий, запланированный на 2-3 дня; тематическая неделя; тематический проект, работа над которым может продолжаться до одного месяца.