Совет 1: Как определить часть речи

Чтобы определить часть речи, нужно знать, что такое часть речи. Это слова, которые обладают морфологическими и синтаксическими признаками. Различают самостоятельные и служебные части речи.
Вам понадобится
  • 1. Слова
  • 2. Ручка
  • 3. Бумага
Инструкция
1
Задайте вопрос к слову. Слово отвечает на вопросы кто, что? Это имя существительное. Например, мама, гора, трава. Существительные называют предметы.
2
Отличайте от имени существительного имя прилагательное. Это слова, обозначающие признаки предметов. Например, новый, шерстяной, мамин. Прилагательные отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, чей, чья, чье, чьи.
3
Отличайте слова, которые заменяют имена существительные и имена прилагательные. Это местоимения. Они указывают на предметы и лица или их признаки, но не называют их. Например, я, мы, ты, кто, мой, какой, этот, никто, любой, каждый, кто-то и т.д.
4
Задайте вопрос сколько. На этот вопрос отвечают количественные числительные и определяют количество предметов. Например, один, сорок и т.д. Порядковые числительные отвечают на вопросы который, которая, которое, которые. Например, пятая, шестая.
5
Посмотрите, обозначает ли слово действие и состояние. Если да, то это глагол. Например, читаю. Глаголы определяют время, лицо и число. Исключение – инфинитив, неизменяемая неопределенная форма глагола. Для выражения временного свойства используют причастия. Они также нужны для выражения признака предмета, зависящего от определенного действия. Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного. Например, спящий, играющий. От глагола отличаются деепричастия. Оно образуются от глагола, но не имеет времени, не изменяются по лицам, родам и числам. Например, разговаривая, положив.
6
Также существует неизменяемая часть речи – наречие. Например, здесь, сюда, долго, втроем, пешком и т.д. Они обозначают признаки действий или признаки признаков.

Совет 2: Что такое имя прилагательное

Знакомство с самостоятельной частью речи, именем прилагательным, у школьников происходит еще в начальных классах. Они учатся находить прилагательное в тексте, отличать его от других частей речи. В средних и старших классах учащиеся знакомятся с разрядами имен прилагательных и со степенями сравнения.
Самое главное отличие прилагательных от других частей речи - это его значение. Имя прилагательное обозначает признак (свойство) предмета и отвечает на вопросы: "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие?", "Чей?", "Чья?", "Чье?", "Чьи?". Эта часть речи поясняет имена существительные и изменяется так же, как оно, по падежам, числам и родам (в единственном числе). Так в предложении "Сегодня хмурый, ветреный день" два прилагательных "хмурый" и "ветреный". Они отвечают на вопрос "Какой?" и поясняют имя существительное "день". Кроме того, они употребляются также как существительное, в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.Однако стоит отличать имя прилагательное от местоимения, числительного (порядкового) и причастия, которые так же отвечают на вопросы "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие?". Это можно сделать, если сравнить значения данных частей речи. Например, порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете, в отличие от прилагательного, которое обозначает признак предмета; а местоимение только указывает на признак, но не называет его; причастие же обозначает признак, но по действию.Имя прилагательное может иметь полную форму и краткую. Так если прилагательное отвечает на вопросы "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие?", то это полная форма. Такие прилагательные в предложении являются чаще всего определением, реже - частью составного именного сказуемого или подлежащим. Прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы "Каков?", "Какова?", "Каково?", "Каковы?". Они не изменяются по падежам, в отличие от прилагательных в полной форме, а в предложении являются сказуемыми.Имена прилагательные могут образовывать сравнительную или превосходную степени сравнения. Причем в каждой степени сравнения имеется простая и составная формы. Например, простая форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксов "ей", "ее" (умнее), а составная - путем сложения слова "более" и прилагательного в начальной форме (более умный). Превосходную степень можно образовать, присоединив суффиксы "ейш" или "айш" к основе начальной формы, (умнейший), а составную - путем употребления слов "самый" или "всех" с прилагательным (самый умный, умнее всех).Имена прилагательные могут быть качественными, относительными или притяжательными. Разряд можно определить, поставив вопрос, определив значение слова, а также попытавшись образовать степень сравнения. Так качественные имена прилагательные (добрый, умный и т.д.) отвечают на вопрос "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие?", могут иметь степени сравнения, обозначают такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Они образуют краткую форму и сочетаются со словом "очень". А вот притяжательные прилагательные (лисий, мамин и т.д.) отвечают на вопрос "Чей?", "Чья?", "Чье?", "Чьи?", обозначают принадлежность предмета и не могут образовывать краткую форму или степени сравнения.

Совет 3: Как изменяется имя прилагательное

Непостоянные морфологические характеристики прилагательных установить несложно. Они соответствуют категориям числа, падежа и рода определяемого слова, обозначающего предмет. Не забывайте, что иногда у имени прилагательного нельзя определить все изменяемые признаки.
Инструкция
1
Свойственные именам прилагательным изменяемые признаки сможете правильно установить после определения разряда по значению. Возможность оказаться в форме степеней сравнения, быть краткими или полными отличает качественные от прилагательных притяжательных и относительных.
2
Об отношении имени прилагательного к качественному свидетельствует способность проявления рассматриваемого признака в меньшей или большей мере (смешнее, более мудрый, самый смелый). Характеристика предмета по материалу (оловянный, серебряный), указание на действие (висячий, сверлильный), время (вечерний, завтрашний) или место (сельский, домашний) свойственны относительным прилагательным. Принадлежность устанавливают притяжательные (соколиный, бабушкин, отцов).
3
В отличие от других, качественные имена прилагательные могут употребляться в сравнительной или превосходной степени, их простой (образуется путем присоединения суффиксов) и составной (складывается из нескольких частей) формах. Рассмотрите примеры: сравнительная – белый – белее, жидкий - жиже, слабый – более слабый; превосходная - тяжелый – тяжелейший, грустный - самый грустный. От прилагательных этого разряда обычно образуется краткая форма (симпатичный – симпатичен, обаятельная – обаятельна, миниатюрное - миниатюрно), которая не изменяется по падежам.
4
Часть речи, обозначающая признак предмета, обладает способностью изменяться по числам и падежам. Найдите определяемое слово (обычно им бывает существительное), которое будет служить основой распознавания указанных непостоянных грамматических категорий.
5
Определите число имени прилагательного (мимолетная встреча, привлекательный вид, журавлиное курлыканье – единственное, чугунолитейные заводы – множественное). При условии употребления в единственном числе узнается родовая принадлежность: мужской, женский или средний род (деревянный сундук, дедушкина награда, западное течение).
6
Чтобы узнать падеж, задайте правильный вопрос к определяемому существительному. Эта грамматическая характеристика устанавливается как в единственном, так и множественном числе (душистым ландышем, шоколадными конфетами – Т.п.). Падеж употребленных в определенном числе и роде имен прилагательных можно узнать по их окончаниям.
7
В нашем языке часто встречаются отглагольные прилагательные (сушеные яблоки, ломаная линия, пареная репа), которые обладают подобными непостоянными морфологическими категориями.
Видео по теме
Обратите внимание
Не изменяется простая сравнительная степень. Не склоняются краткие прилагательные.

Совет 4: Какие части речи не изменяются

Неизменяемые части речи отличаются от изменяемых тем, что у них нет окончаний. Такие части речи невозможно изменить, и в тексте они используются в одном и том же виде. В соответствии со школьной программой, к ним относятся служебные части речи, деепричастия, наречия, междометия и звукоподражательные слова.
Инструкция
1
К служебным частям речи относятся такие слова, к которым невозможно задать вопрос. У этих слов отсутствует лексическое значение, ведь они не обозначают ни предмет, ни признак, ни действие. Единственная их функция - вспомогательная. Они служат для выражения отношений между предметами, действиями или признаками, а также соединения их между собой в словосочетании и предложении. При синтаксическом разборе предложения служебные части речи пропускаются, так как они не являются какими-либо членами предложения.

Служебные части речи это:
- частицы («бы», «ли», «лишь», «не», «только»);
- союзы («а», «но», «и», «чтобы», «потому что»);
- предлоги («в», «под», «через»).
2
Деепричастие относится к самостоятельным частям речи. К нему можно задать вопросы «Как?», «Что делая?», «Что сделав?». Деепричастие является нефинитивной формой глагола, означающей дополнительное действие в основном действии. Деепричастия сохраняют вид глагола, от которого образованы, и один из глагольных признаков - переходность. Подобно глаголу, деепричастие может быть возвратным и невозвратным, а также иметь форму совершенного и несовершенного вида.

Несовершенный вид означает, что дополнительное действие еще не закончено. Деепричастия несовершенного вида образуется от глагольной основы в настоящем времени с помощью суффикса «а» после шипящих («дыша»), суффикса «я» в остальных случаях («любя») и «учи» от глагола «быть» («будучи»).

Совершенный вид означает, что дополнительное действие к моменту начала основного действия, выраженного глаголом-сказуемым, уже окончено. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов «в» («съев»), «вши» («поевши»), «ши» («пришедши») от глагола-инфинитива или глагола в форме прошедшего времени и с помощью суффикса «вшись» («наевшись») от возвратных глаголов.

В предложении деепричастия являются обстоятельством.
3
Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, действия или какого-либо другого признака. В предложении наречие может быть отнесено к глаголу, причастию, деепричастию, существительному, прилагательному или другому наречию. Наречия не имеют окончаний и их невозможно изменить. В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства, но могут играть роль и сказуемого. Выделяют следующие группы наречий по обозначению:
- образа действия («Как?», «Каким образом?»), например: «надежно»;
- времени («Когда?», «Как долго?», «До каких пор?»), например: «летом», «долго»;
- места («Где?», «Откуда?», «Куда?»), например: «далеко», «домой»;
- причины («Почему?»), например: «сгоряча»;
- цели («Зачем?»), например: «специально»;
- меры и степени («Сколько?», «Насколько?», «В какой мере?», «В какой степени?»), например: «мало», «много».

Отдельно в русском языке выделены наречия, которые указывают на признак действия. Это указательные («оттуда»), неопределенные («кое-как»), вопросительные («почему») и отрицательные («никогда») наречия.
4
Междометия выполняют функцию передачи чувств и эмоций, не называя при этом ни предмет, ни действие, ни признак, например, «ах», «ой», «ух», «ого», «бр-р».
5
Звукоподражательные слова созданы для выражения звуков живой и неживой природы, например: «ку-ку», «гав», «мяу» и т.д. Они также не изменяются.
Источники:
  • Глоссарий. Русский язык и литература.
Обратите внимание
Умейте отличать служебные части речи. Это предлоги. Например, в, для, по, из-за. Также существуют союзы. Они нужны для связи однородных членов предложения или целых предложений. Кроме того, есть союзные слова, которые используются в сложных предложениях для связи придаточного предложения с главным.
Источники:
  • «Грамматика русского языка в иллюстрациях», Пехливанова К.И., Лебедева М.Н., 1985.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500