Все довольно просто. Ишак — это одомашненный осел, а осликом можно назвать и домашнего «питомца», и его дикого собрата. Словом, все различие лишь в том, «куда прижились» эти слова.

Происхождение понятий

В Древнем Риме маленьких вьючных животных называли Asinus. С веками слово трансформировалось в более привычное нам «осел», и это название закрепилось за животными и в науке, для обозначения вида животного, и в домашнем хозяйстве.

А вот слово «ишак» пришло в нашу речь из тюркских языков XVI века. На ближнем Востоке тоже были распространены эти выносливые коротконогие лошадки, способные сутками тащить на себе тяжелый груз, повозку или человека.

В детской познавательной книге «Мир животных» Ситников В.П. объясняет, что ишаками зовут одомашненных самцов осла, тогда как для самок отдельного названия не существует — ослицы и все, которых иногда называют «ослихи».

Общие сведения

Домашний осел или ишак — млекопитающее животное с продолжительностью жизни 20-30 лет. Предки ишака были предками зебр и лошадей. Период размножения приходится на конец весны — начало лета, а беременность длится в среднем год, иногда плюс месяц. У ослицы рождается 1-2 детеныша.

«Взрослым», то есть готовым к упорному труду, ослик становится к двум годам, но навьючивать тяжестями ишака нельзя лет до трех, чтобы не деформировать еще неокрепший позвоночник. Рост в холке — 90-160 см, в зависимости от породы. Самые крупные — представители пуатусской и каталонских пород. Окрас тоже зависит от породы — ишак может быть белым, серым, рыжим, почти черным, коричневым и другим.

Преимущества неторопливого упрямого ослика перед лошадью очевидны — он может нести вес, превышающий свой собственный, работать почти круглые сутки, без страха пробираться по горным тропам и очень долго обходиться без воды и еды, в которой куда более неприхотлив, чем любая кобыла.

Другие названия

Существует немало других названий маленького упрямого животного, которое упорно работало для человека еще с 15 века до нашей эры — кулан, лошак, мул, маштак. Но далеко не все они соответствуют ослику. Мало кто знает, что осел способен скрещиваться с лошадью, правда потомство получается бесплодным.

Мул, как и лошак — результат такого союза, крепкая лошадка, взявшая чуть более высокий, чем у обычных осликов, рост и его выносливость. Существует заблуждение, что мул — это кастрированный осел, но это не так. Мул, как и лошак — не совсем ишак, это всего лишь помесь лошади и осла, неспособная давать потомство.

Кулан — так называют вид из «лошадиного» семейства, имеющего много общего с ослом. Но на самом деле это другое животное, хотя с ослом его роднят общие предки.

Кулан выглядит иначе, распространен в травяных степях Азии и никогда не поддавался приручению, за исключением единичных случаев. Все ишаки на службе человека — прирученные ослики из Африки.

Маштак — это слово пришло к нам из казахского языка, и означает небольшую, коренастую, крепкую лошадку. А еще так же в шутку называли приземистых людей, крепышей с мрачным характером.

Немного истории

Впервые сведения об ослах появляются в исторических документах около 15 века до нашей эры. Нубийских осликов использовали для перевозки грузов в дельте Нила, информация о малорослых вьючных животных есть и на скрижалях Месопотамии. Предшественники Римской цивилизации, этруски, тоже упоминают об ослах. В древнем Египте осел был символическим животным бога Сета.

Мифы древней Греции буквально наполнены осликами, причем эти животные считались образцом упрямства и мужества. Различие между греческим образом ишака и его символизмом во времена Римской империи почти кардинальное. В Риме осел становится эмблемой похоти, жадности и глупости, а первые карикатуры на юное христианство изображали распятых ослов.

Кстати, существует ироничный древнеримский роман в 11 книгах, написанный Апулеем, под названием «Метаморфозы» (или «Золотой осел»), где ишак, точнее, главный герой Луций, превращенный в осла, становится центральным персонажем повествования. А превратился он из-за изобилующей чувственными удовольствиями (подробно описанными на страницах романа) и соблазнами жизни, которая довела его до «скотского» состояния.

В обличье животного парень попадает в услужение к разным хозяевам, изнурительно работает, голодает и видит жизнь различных слоев общества изнутри, везде наблюдая падение нравов. Об этом древнем произведении можно прочитать в Википедии.

В мифологии же царь Мидас получает ослиные уши в наказание, длинные уши — часть шутовского колпака. Ослы помогли Дионису в его гигантомахии, их приносили в жертву богу войны Аресу, на осле ездил Силен и спасался от гнева богов гигант Тифон. Словом, в античной цивилизации всем известный ослик был небезызвестной фигурой и активно использовался в искусстве, хозяйстве и даже в войнах. Кстати, несравненная Клеопатра делала себе ванны из молока ослиц.

В христианстве ишак становится символом скромности, терпения, смирения и бедности. Именно на ослике Мария путешествовала в Вифлеем, а Христос въехал в Иерусалим, столицу Израиля — это непреложный исторический факт.

В разных религиях осел олицетворяет разные же качества — в иудаизме он символ упрямства, в буддизме — воплощение аскетизма и униженности, ишак упоминается в Коране, как символ неумной трусости. Причем ислам запрещает употреблять в пищу мясо домашних ослов, а вот диких — можно.

В России 17 века существовала церковная традиция — пасхальный объезд патриархом Москвы на ослике. Это животное связывали с вербным воскресеньем и Николаем Чудотворцем. И все же домашний осел был куда более распространен в Азии, и именно там его упорно именовали ишаком, на котором не брезговал прокатиться сам падишах.

Знаменитый фольклорный персонаж Ходжа Насреддин, герой целого культурного пласта сказок, притч, поговорок, юмористических баек и анекдотов Востока повсюду появлялся верхом на любимом ишаке, так он и изображен в виде многочисленных памятников — смешливый человек верхом на осле.

Бродяга и вольнодумец, он так или иначе присутствует в культуре Турции, Китая, в арабской, персидской, кавказской, балканской и среднеазиатской литературе. И всегда он изображается верхом на ослике, который зачастую становится главным героем рассказов о Ходже.

Настоящее время

В средние века осел распространился по всей Европе, и стал служить для получения мяса, кожи, молока, причем именно ослиная кожа считалась лучшей для барабанов и производства пергамента. А вот для перевозок уже вовсю использовались лошади — из-за большей грузоподъемности и скорости.

Но маленький, упрямый и выносливый ослик и сегодня широко используется в человеческой деятельности повсюду, где есть люди и условия для содержания этих довольно теплолюбивых животных. Кавказ, Азия, Китай, Корея — почти везде в домашнем хозяйстве есть маленький трудолюбивый ослик.

Мясо осла активно используется в кулинарии Кореи, Китая, республики Коми, Центральной Азии. Оно более питательно, чем говядина, более насыщено полезными веществами, и, конечно, дарит гурману стопроцентное ослиное упрямство в достижении своих целей. Правда, в приготовление ослятина довольно капризна — ее нужно долго вымачивать для удаления специфического аромата, а затем готовить долгое время для того, чтобы мясо стало мягким.

В Китае ишак — ценное животное, которое не только работает у крестьян и занимает большое место в кулинарии, но и используется для получения эузяо. Это особое вещество из шкуры осла, напоминающее на вкус шоколад, использующееся в производстве средств для красоты и лекарств. К сожалению, сегодня слова «ишак» и «осел» — весьма нелестные эпитеты, которые применяют к глупым, жадным и злым людям, а ведь этот маленький, упорный и умный труженик, веками работающий для людей, вряд ли заслужил подобное отношение.