Из жизнеописания Святителя Николая Чудотворца известно, что он появился на свет в 270 году н. э. в провинции Ликия (г. Патара). С самого детского возраста он проявлял особенное рвение к служению Богу, отличался сильным благочестием. Жители Ликии видели в местном священнике, а потом и епископе Мир Ликийских явный пример пастыря, который с Божией помощью направлял их на путь спасения.

Богослужение святого Николая выпало на период христианских гонений, а потому его в сане уже епископа арестовали и держали в темнице. Здесь он мужественно нес свой крест и оказывал всяческую поддержку другим заключенным. Святитель Николай особенно почитается во всем христианском мире. Он еще при жизни совершил множество милосердных поступков и чудес. Для верующих христиан он является настоящим целителем душ и проводником к Господу нашему Иисусу Христу.

Каноны Николаю Чудотворцу

Каноны Николаю Чудотворцу относятся к особенным по структуре произведениям церковных гимнографических песнопений, восхваляющим святого. Текст канонов представляет собой соединение библейских песнопений и дополнительных (добавлены позже) стихов в виде ирмосов и тропарей. Ирмосы необходимы для связи библейской песни с тропарем путем аналогии современного праздника и события оригинального события, взятого из Библии. А тропари воспевают само торжественное событие. Важно, что структурное построение ирмоса несет в себе основу для ритма и напева тропаря. В них должны быть равными количество и длина строф.

Лик одного из самых почитаемых в нашей стране святых

В православной традиции существует несколько канонов Николаю Чудотворцу, в число которых входят следующие:

- Первый канон имеет в качестве начала ирмоса слова: «Во глубине постла иногда…».

- Второй канон начинается словами ирмоса: «Христос раждается – славите…».

- Третий канон содержит первыми словами ирмоса : «Песнь возслем, людие…»; канон читается во время богослужения, связанного с перенесением мощей святителя.

- Четвертый канон начинается: «Отверзу уста моя…».

Первые два канона принято декламировать 19 декабря (по новому стилю), когда отмечается день памяти Николая Чудотворца, а третий и четвертый каноны читаются 22 мая – дню, посвященному памяти перенесения мощей святого.

В каких случаях необходимо читать каноны

Каноны, посвященные святителю Николаю, читаются дома и во время богослужения в храме. Принято считать, что они обладают особой мистической силой, уберегающей верующих людей силой Спасителя. В них человек обращается к святому именно через события библейских лет, что само по себе уже несет существенную помощь Небес.

Перед иконой Николая Чудотворца следует читать каноны и акафист, посвященные его восхвалению

Тексты канонов, написанные в древние века лицами, обладающими высокими духовными качествами, возносят песенную молитву к Богу самым коротким путем. Они читаются просящими исцелить их от телесных и душевных недугов, материальной нужды и защитить от несправедливости властей. Святитель считается мощным защитником вдов, сирот, заключенных под стажу и тех, кого одолевает печаль, уныние и даже отчаяние.

Где найти и как правильно читать каноны и акафист Николаю Чудотворцу

Нужно помнить, что любые православные молитвенные тексты, включая каноны и акафисты Николаю Чудотворцу, желательно приобретать в церковных лавках. Кроме того, в настоящее время на православных сайтах имеются тексты с ударениями и комментариями, что очень важно для тех, кто только начинает свое духовное восхождение и не имеет еще достаточных знаний в молитвенных правилах.

Молитва, обращенная святителю Николаю, не может остаться без помощи Спасителя

Важным правилом для чтения канонов и акафиста является удостоверение в их утверждении со стороны Священного Синода РПЦ. Гарантией этого могут служить церковные лавки в храмах и соответствие текстов спискам, размещенным в Интернете на надежных православных информационных площадках. И, конечно же, всегда можно перепроверить тематическую информацию у любого священнослужителя.

При декламации канонов следует очень внимательно произносить все слова. Причем читать канон покаянный, в отличии от акафиста, можно сидя. Чтение осуществляется в любое время, но только после специальных предначинательных молитв или после ежедневного молитвенного правила. Тексты канонов можно читать на русском и церковнославянском языках. В последнем случае молитва будет носить тот древний колорит и емкость, которыми были пропитаны слова песнопения их создателями.

Можно не беспокоиться, когда нет возможности декламировать канон вслух, ведь связь со святителем Николаем осуществляется не через уста молящегося, а через его сердце. Поэтому допускается мысленное чтение. Главное, чтобы слова были произнесены с чувством любви и покаяния. Следует помнить, что божественное песнопение производится без всякого пафосного выражения, а именно монотонным голосом. Желательно в домашних условиях, чтобы чтение канонов сопровождалось зажженной лампадой или церковной свечой перед ликом святителя Николая. Если его иконы нет, то можно молитвенное чтение производить перед образом Спасителя или Богоматери.

Акафист Николаю Чудотворцу

Акафистом называется хвалебная песнь Богу, Деве Марии или святым. Первый в истории Православия акафист был написан в 626 году по поводу освобождения Константинополя от персидских захватчиков. Структурно акафист состоит из икосов и кондаков и состоит из двадцати четырех строф. Кондаки заканчиваются словами «Аллилуиа!», а икосы – «Радуйся!».

Акафист Николаю Чудотворцу поможет любому просителю

Акафист святителю Николаю был создан после его смерти. До сих пор достоверно не известно авторство данного акафиста. Есть мнение, что это могли быть, как греческие церковнослужители, так и русские иеромонахи, которые принимали участие в перенесении мироточащих мощей святого. В православных храмах, освященных в честь Николая Угодника, еженедельно читается акафист посвященный ему. Православная традиция использует и сорокадневное чтение акафиста святителю Николаю, которое можно заказать в монастырях.

Важно помнить, что перед чтением акафиста Николаю Чудотворцу желательно получить соответствующее благословение у священника, являющегося духовником. Ведь только он по-настоящему знает о духовных способностях всех членов своей паствы. При чтении акафиста следует помнить о правиле его чтения. Молитвенное обращение к Николаю Угоднику (13-й кондак) читается трижды, после заключительного кондака повторно декламируется первый икос и кондак, а затем следует молитва святому.

Несмотря на то, что для чтения акафиста не существует ограничений по времени, принято данный хвалебный гимн читать в течение именно сорока дней. Причем, если пришлось пропустить какой-то день, то продолжить можно на следующий. Рекомендуется чтение акафиста осуществлять, стоя перед иконой святителя.

Так как Николай Чудотворец еще при жизни оказывал всевозможную помощь нуждающимся людям, то и сейчас принято обращаться к нему при чтении акафиста при разрешении самых различных жизненных невзгод и трудностей. Особенно часто к нему обращаются при материальных трудностях, тяжелых заболеваниях и путешественники. Так как содержание акафиста содержит информацию из жизнеописания Николая Чудотворца, то и воспринимается этот текст намного проще, чем канон, посвященный святому.

Предначитательные молитвы (те же, что и перед чтением канона) помогают настроить мысли и душевное состояние на соответствующий лад и сосредоточиться на тексте хвалебной песни. При необходимости чтения акафиста и канона одновременно их сочетание происходит при чтении акафиста после шестой песни канона. А после окончания чтения канонов и акафиста святому происходит чтение обычных молитв для всех молитвенных правил.

Следует помнить, что во всех православных храмах все службы проводятся исключительно на церковнославянском языке. Однако для начинающего свое духовное восхождение верующего во Спасителя лучше ознакомиться с русским переводом и соответствующим толкованием акафиста и канона святителю.

Важно понимать, что каноны являются более древним видом церковного песнопения, чем акафист. Поэтому, по мнению многих церковнослужителей, если выбирать между ними, то предпочтение следует отдавать именно канону. Ведь акафисты писались зачастую даже не служителями церкви или монахами, а духовными писателями, получившими вдохновение воспеть величайшего из христианских святых. Однако легкая структура построения текста акафиста позволяет говорить о легком восприятии и более торжественном характере песнопения.