Жалобой называется просьба гражданина восстановить или защитить его свободы, права или законные интересы, что были, так или иначе, нарушены. Это такой же вид обращения, как заявления или предложения.

Обжаловать действия должностных лиц можно 2 путями: подать жалобу в суд или вышестоящему органу (чиновнику). И делать это лучше в письменном виде. А в случае обращения к вышестоящему органу жалоба должна содержать:

  • ФИО должностного лица, которому адресовано обращение, или же название госоргана;
  • собственный почтовый адрес, на который позже придет ответ;
  • подробно расписанные обстоятельства дела, раскрывающие кто именно, и как нарушил права и свободы гражданина;
  • ФИО того, кто жалобу составил, и его подпись в конце листа.

Как правило, должностные лица в срок отвечают на эти обращения, поскольку за нарушение порядка рассмотрения жалоб положен административный штраф. Но они могут пойти на другую хитрость, и отказаться принять жалобу.

В таком случае заявителю надо отправить обращение ценным письмом, приложить к нему опись вложений, и запросить уведомление о вручении. И когда уведомление зарегистрируют в госоргане, у должностного лица будет 30 дней на то, чтобы на жалобу ответить. А если случай исключительный, и срок продляют, заявителя об этом обязаны уведомить.

Если же ответ на жалобу оказался неудовлетворительным, надо обратиться в суд, где можно обжаловать следующие категории объектов:

  • бездействия;
  • действия;
  • решения.

Жалобы же на нормативные правовые акты и законы в административном порядке не рассматриваются, для них установлен особый судебный порядок – это необходимо помнить.

Обращаться с жалобой в суд полагается не позже трех месяцев с того дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. А в заявлении для суда следует в обязательном порядке указать:

  • наименование судебного учреждения, куда подается жалоба;
  • ФИО заявителя, его адрес, дату, место рождения, адрес электронной почты и номер телефона;
  • ФИО должностного лица, нарушившего права заявителя действием, решением или бездействием;
  • номер, дату принятия, название решения, что оспаривается заявителем, а также место и дату совершения противоправного действия или бездействия;
  • изложение того, в чем заключается нарушение, допущенное должностным лицом;
  • перечисление прав, свобод и законных интересов заявителя, которые, как он думает, были нарушены должностным лицом;
  • перечисление нормативных актов, на соответствие которым суду надлежит проверить действие, решение или бездействие;
  • если необходимо: указание, что приложить решение ответчика заявитель возможности не имеет, и ходатайство об истребовании этого решения;
  • сведения о предыдущем обжаловании в административном порядке;
  • требование признать действие, решение или бездействие должностного лица незаконными;
  • перечень документов, которые прилагаются к исковому заявлению.

Обязательно приложить к иску квитанцию об уплате госпошлины, поскольку без этого заявление не примут. А если все требования соблюдены, суд приостановит действие решения должностного лица по отношению к заявителю. Если же в ходе судебного процесса это решение ответчик отменит, суд может вовсе прекратить производство по делу.

По срокам подобные дела рассматриваются в течение одного месяца.