Инструкция
1
В установлении рыночной стоимости участвуют две стороны: покупатель и продавец. Компания, реализующая товар на рынке, старается установить такую стоимость, которая могла бы покрыть все затраты на закупку сырья и производство продукции, ее реализацию, и, кроме того, принести чистую прибыль. Таким образом, рыночная стоимость товара для продавца не может быть ниже его себестоимости, иначе компания будет работать себе в убыток.
2
Покупатель, безусловно, также принимает участие в формировании рыночной стоимости, поскольку именно он предъявляет спрос на тот или иной товар. Тем не менее, соотношение спроса и предложения в этом случае является одним из решающих факторов. Потребитель продукции имеет представление о текущих рыночных ценах на сходный товар у других производителей, и принимает решение о покупке, исходя из собственных финансовых возможностей, потребностей и, разумеется, качества товара.
3
Интересы производителя и потребителя будут удовлетворены в том случае, если рыночная стоимость товара будет превышать величину его себестоимости на сумму заложенного в продукции интеллектуального капитала производителя. Положение равновесия интересов продавца и покупателя называется рыночным равновесием. Прибылью предприятия будет дополнительная наценка на товар, которая определяется в зависимости от величины ожидаемого дохода с единицы товара.
4
Себестоимость товара покрывает все затраты предприятия на его производство и включает в себя расходы на покупку исходных материалов и оборудования, оплату рабочей силы и рекламу. Это понятие широко употребляется в экономической теории. Интеллектуальный капитал производителя определяется на основании анализа производственного процесса, от выработки идеи до реализации ее в вещественной единице продукции.
5
Разработка идеи является творческой составляющей и осуществляется сотрудниками нескольких подразделений, в том числе отдела маркетинга, тесно взаимодействующего с потребителями посредством маркетинговых исследований и опросов. Затем, на основе конечной идеи, разрабатывается техническое решение, возможно, создание эксклюзивного промышленного образца, который требует получения патента.
6
На основе результатов испытаний опытных промышленных образцов уточняются детали будущей единицы продукции, внешний вид, происходит доработка. Затем запускается массовое производство товара.
7
Как правило, интеллектуальный капитал закладывается в стоимость уникального товара, которому нет аналогов на рынке. В этом случае предприятие вправе устанавливать свою цену, поскольку конкуренция близка к нулю. Если же товар неуникален, следует разумно подойти к формированию наценки, от этого зависит будущая прибыль.
8
Существует три метода подсчета рыночной стоимости товара: затратный, рыночный (сравнительный) и доходный. В основе затратного метода лежит принцип «издержки на производство плюс прибыль». Цены на товар, определяемые по этому методу, получили называние цен с ориентацией на издержки.
9
Сравнительный метод подразумевает поиск на рынке товаров других производителей, которые аналогичны предлагаемому товару. Происходит сравнение цен, однако этот способ подходит только если сотрудники предприятия имеют доступ к информации о ценах торговых сделок других производителей.
10
Доходный метод предполагает прогнозирование ожидаемых доходов и закладывание их в формирование рыночной стоимости продукции. Достоинство этого способа в том, что он в большей степени направлен на получении чистой прибыли, при этом его применение тесно связано с двумя другими методами.