Если дерется двухлетний ребенок, то чаще всего он отстаивает свое право на обладание игрушкой. Дети до трех лет видят игрушку только в руках другого человека, видят, как он с ней действует, и хотят обязательно получить эту игрушку, не обращая внимания, что рядом на полке стоит точно такая же. Поэтому в данном случае нужно показать ребенку наличие такой же игрушки и продемонстрировать, как с ней нужно действовать.


Бывает, что в этом же возрасте ребенок пытается ударить маму или папу, но происходит это в том случае, если все другие способы внимания к себе он уже использовал. У ребенка нет цели сделать родителям больно, он только хочет, чтобы с ним поиграли или поговорили. Малышам лучше продемонстрировать правильное поведение без использования драки: попросить игрушку, громко позвать маму, пожалеть, погладить, а не ударить.



Как только малыш научится говорить, необходимость пользоваться дракой как способом взаимодействия с другими людьми становится менее привлекательным для него.


Дети постарше, лет пяти-шести, уже желают проводить эксперименты: больно ли бьет лопатка по голове; что будет, если толкнуть сверстника на ковер или на пол. В этом случае взрослый рассказывает о правилах поведения, правилах игры или учит предвидеть негативные результаты проводимых экспериментов.


Младшие школьники используют в своей практике драки-соревнования. Они любят помериться силой, поэтому такие драки привлекают к себе много зрителей. Но они не разнимают драчунов. У таких драк есть правила: уложить на лопатки противника, драться «до первой крови» или до того, как проигрывающий запросит пощады. Если такую драку остановить, дети все равно продолжат ее в другом месте и в другое время. Взрослый может указать детям на место проведения таких драк: спортивный зал или спортивная площадка.


Драки ради справедливости чаще всего происходят в подростковой среде: дети отстаивают свое право на лидерство, защищают честь друга или подруги. Такие драки происходят обычно в коллективе и служат целям самоутверждения подростка. В этом случае следует познакомить подростка и с другими способами самоутверждения. Подростка могут уважать в коллективе за его преданность в дружбе, за умение вовремя придти на помощь, за интеллектуальные и творческие способности, необходимые в любом коллективе, за спортивные достижения, за общественную работу в классе.


Строго следует останавливать и наказывать драки из хулиганских побуждений, с помощью которых дети унижают и обижают другого человека, когда драка приносит удовольствие и становится единственным способом взаимодействия с другими людьми.


Важно, чтобы с раннего детства взрослые учили ребенка общаться со сверстниками без использования драк. Сами взрослые тоже не должны использовать физических наказаний ребенка, так как преобладание силы над слабостью становится привлекательным примером для ребенка при взаимодействии его с другими людьми.