Инструкция
1
Словарное определение канона гласит, что это свод принципиальных положений, принятых в той или иной сфере. Применительно к искусству оно обозначает господствующие нормы, стилистические приемы, используемые для создания изображений. Одним из первых примеров в истории цивилизации, когда искусство всецело подчинялась правилам и законам, является Древний Египет. Эта культура создавала произведения (живопись, скульптуру, архитектуру), которая не предназначалась для эстетического наслаждения. Все памятники были частью религиозного действа и служили для обеспечения сакральной связи земной жизни с небесным кругом. Отступление от канонов означало разрыв связи между божественным и профанным. Поэтому инструменты и техники совершенствовались, а канон оставался неизменным.
2
Представители более молодой культуры – греческой, которая, в свою очередь, может считаться колыбелью европейской цивилизации, высоко ценили египетское искусство. Так Платон и Аристотель считали плоскостное изображение человека, характерное для Египта, правильным, позволяющим увидеть вещи приближенными к реальности, а перспективу – обманчивой. Древнегреческий скульптор и теоретик искусства Поликлет переосмыслил египетские каноны и создал произведения, ставшие эстетическим идеалом для Европы на многие века вперед.
3
Становление христианства сформировало свое значение термина «канон» как свода мировоззренческих принципов, основанного на сакральных текстах. В узком значении канон – это постановление Вселенского Собора, признавшее священными определенные книги, символику, структуру церкви, порядок богослужения и определенный жизненный уклад. В религиозной традиции стандарты изобразительного искусства подчиняются общим положениям церкви. Такая трактовка выводит понятие канона далеко за пределы эстетического его понимания как идеала прекрасного: речь идет о выражении святости через определенный способ изображения. Так вплоть до эпохи Возрождения иконопись намеренно избегала натурализма (использование обратной перспективы и другие приемы).
4
Ренессанс, с одной стороны, снова вознес идеалы античности, а с другой - придал огромное значение индивидуальному опыту художника. В эту эпоху начал формироваться классицизм как художественный стиль, который породил академизм как некий педагогический принцип. И сегодня живописец, скульптор, музыкант или архитектор начинают с воспроизведения образцов, постепенно приходя к собственным техникам и формам.
5
В отечественной мысли теоретическое осмысление этого понятия началось лишь в XX веке. Философ А.Ф. Лосев называл канон «количественно-структурной моделью» произведения определенного стиля, который, в свою очередь, выражает некую социально-историческую действительность. Семиотик Ю.М.Лотман утверждал, что канонический текст (а понятие текста в семиологии - науке о знаковых системах - трактуется широко) представляет собой структуру, не уподобляющуюся естественному языку, а, напротив, порождающую информацию. То есть канон формирует стиль, язык художника.