Инструкция
1
Определить будущую профессию можно уже в дошкольном детстве. Считается, что маленькие дети хотят быть врачами, учителями и воспитателями. Но это всего лишь те профессии, с которыми ребенок хорошо знаком: он видит, как люди работают, и представляет себя на их месте. Следует приглядеться, в какие игры играет малыш, что у него хорошо получается и от чего он получает удовольствие. Так формируются специальные способности. Например,
- он раньше своих сверстников начинает читать или рисовать, сочинять стихи или музыку, готовить еду и придумывать новые наряды для кукол;
- проявляет большую любознательность к предметам, явлениям и событиям: спрашивает о звездах или растениях, болезнях или насекомых;
- пробует экспериментировать с объектом исследования: разбирает приборы, смешивает краски, сравнивает прочность материалов и т.д.;
- концентрируется иногда на задаче так глубоко, что забывает обо всем;
- легко схватывает и удерживает большое количество информации, если она касается объекта его интереса; запоминает прочнее и рассказывает об этом более подробно, чем другие дети.
2
Опросники и тесты на определение склонности к той или иной профессии проводятся только со школьниками. Изучение проводится по следующим направлениям:

- изучаются детские приоритеты: чем ребенок любил заниматься до школы;
- что нравится детям сейчас, при обучении в школе: физкультурные занятия или математика, чтение или изобразительная деятельность; учитываются совпадения с более ранним периодом развития;
-от какой деятельности ребенок получает удовольствие: от общения с другими людьми или от работы с приборами; от игры на сцене или решения математической задачи;
- часто ли тянет ли ребенка заниматься: физическими упражнениями, чтением, беседой, изготовлением поделок, ухаживанием за животными;
- готов ли ребенок длительно: играть в шахматы или читать, беседовать, мастерить и др.

Приоритет того или иного вида деятельности просматривается в повторяемости потребностей, желаний, готовности долго этим заниматься. Даже если сам ребенок не может назвать пока и определить свою профессию на будущее, у взрослого, при получении данных тестирования, может появиться возможность выстроить ряд профессий, к которым склонен ребенок.
3
Изучение личностных характеристик и уровня развития ребенка также поможет определить профессию на будущее.

Так, человек, склонный к изучению и работе с природой, должен иметь: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошую зрительную память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, терпение и настойчивость, готовность работать вне коллектива, способность работать в трудных погодных условиях.

При работе с людьми у человека должны быть хорошо проявлены: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, доброжелательность и отзывчивость, выдержка, способность анализировать поведение окружающих, умение слушать, учитывать мнение другого человека, способность владеть мимикой и жестами, умение улаживать разногласия между людьми.

При работе с техникой диагностируется хорошая координация движений, точное зрительное и слуховое восприятие, развитое техническое и творческое мышление, умение переключать и концентрировать внимание, наблюдательность.