Сегодня предмет «риторика» преподается в школе. Направлен он на обучение успешному общению в различного рода ситуациях, при решении коммуникативных вопросов, а также для самореализации человека. Достичь этих целей можно при выполнении задач этой науки. Первая: умение правильно сориентироваться в разных ситуациях, учитывать все компоненты, в т.ч. ролевые характеристики коммуникантов, место и время взаимодействия и др. Успешно реализовывать именно те речевые тексты, которые наиболее эффективны для достижения поставленных целей в возникших ситуациях.

Вторая задача науки подразумевает развитие функциональной грамотности. Этого можно достичь с помощью обучения ознакомительного и изучающего чтения, навык слушания разговора, восприятия его смысла и эмоционального настроения. Немаловажное значение имеет умение свободно выражать свои мысли, как в письменной, так и в устной форме (правильность, богатство языка, уместность в той или иной ситуации). При постижении этой цели речь обогатиться грамматическими, лексическими, интонационными и другими средствами связи, важными для письменного или устного высказывания.


Третья задача направлена на развитие интеллекта, гибкости мышления, совершенствования креативных способностей, воображения, речевого слуха, памяти, чувства языка. Научиться этим способностям можно с помощью риторического анализа, игр, задач.

Четвертая задача существует для осмысления нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, умения доброжелательно и уважительно относиться к людям.

Исходя из многолетнего опыта, следует, что коммуникативные навыки вырабатываются только в итоге целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Этот труд может быть реализован в рамках особого предмета со своим содержанием, технологией и логикой изложения.