На первый взгляд, цена - очень простое и очевидное понятие. Приобретая товар, покупатель отдает за него какую-то сумму денег, а именно - определенную продавцом. Таким образом, происходит сделка, основанная на готовности продавца передать товар, а покупателя - купить за обозначенную денежную сумму, т.е. коэффициент обмена. Величина соотношения товара и оплаты определяет стоимость товара. Цена же представляет собой денежное выражение стоимости за единицу товара.

Цена - одно из фундаментальных экономических понятий. Различные экономические школы (А. Смита, К. Маркса) по-разному подходили к определению понятия цены. Так, у Смита цена, с одной стороны, зависит от затрат труда, а с другой - от состояния предложения и спроса. Маркс же выдвинул теорию прибавочной стоимости - разницы между созданной стоимостью и стоимостью используемой рабочей силы; это и есть прибыль. По мнению Маркса, прибавочная стоимость создается именно в сфере производства, независимо от спроса и предложения. Другие же ставят цену в зависимость от субъективной полезности товара или услуги для конкретного лица.


С этим связаны подходы к ценообразованию. Затратный подход получает цену, складывая издержки и прибыль. Ценностный подход ориентируется на спрос. В его рамках цена часто устанавливается в процессе торга как выявления субъективной ценности товара для покупателей. Метод пассивного ценообразования заключается в ориентации на цены конкурентов и установлении аналогичных. Принято выделять несколько ценообразующих факторов, среди которых: затраты на создание товара, его ценность, наличие конкурентов, состояние спроса, влияние государственного института на ценообразование.

Существуют разные виды цен: розничная, оптовая, закупочная, рыночная и т.д. Розничная цена устанавливается на товары, продаваемые поштучно, для личного пользования. Оптовые цены распространяются на товар, продаваемый в больших количествах (для массового использования на предприятии или для перепродажи) - такие цены обычно ниже розничных. Закупочные (оптовые) цены устанавливаются государством на внутреннем рынке для сельхозпродукции. Рыночная цена складывается на рынке в соответствии с настоящим предложением и спросом на товар.