Самое главное при общении друх людей - уметь ясно выразить свою мысль. Очень часто мы просто "льем воду", пространно рассуждая обо всем, кроме того, что мы чувствуем в данный момент. А в итоге, когда вываливаем на собеседника все, что у нас накопилось, он просто теряется и не знает, что ему отвечать, на что отвечать и стоит ли вообще это делать. Зачастую он просто начинает обороняться, обвиняя вас тоже в ответ на ваши обвинения, и в итоге конструктивного диалога не получается.


Для того, чтобы максимально ясно и точно объяснить человеку, чего вы от него хотите, руководствуйтесь этими четырьмя правилами.


1. Смотрите на факты непредвзято


Часто омы видим в поведении другого человека совсем не то, что на самом деле там есть. К примеру, постоянные опоздания могут быть для нас свидетельством неуважения, немытая посуда после ужина - признаком лени и т.д. Именно поэтому вам нужно учиться смотреть на вещи без того, чтобы оценивать их. Пусть немытая посуда означает для вас именно немытую посуду, а не повод для того, чтобы отчитать мужа за очережной приступ лени.


Научиться не оценивать ситуации очень и очень сложно. Важно помнить, что каждый раз, когда мы навешиваем ярлыки и открыто высказываем это, мы вызываем у другого человека желание защититься от нас. Именно поэтому так часто в ответ звучит какая-нибудь грубая и резкая фраза. Попробуйте заменить обвинение простой констатацией факта. К примеру, вместо: "Ты вечно опаздываешь!" - сказать: "Ты снова опоздал," - и дождаться реакции. В первый раз будет непросто, но со временем вы привыкните.


2. Не бойтесь признаться в сових чувствах


Прислушайтесь к себе. Почему именно эти поступки вашего собеседника задевают вас, вызыва такой эмоциональный отголосок? Ответив на этот вопрос, вы сможете лучше контролировать себя во время беседы, а заодно и разберетесь, почему же вы так болезненно реагируете на оставленное на стуле белье, хотя, по сути, это ничего не значащая деталь.


Слушая себя и признавая свою уязвимость, мы признаем и уязвимость у других. Нам будет проще коммуницировать с человеком, если мы отождествляем его с собой и признаем, что он тоже не машина, лишенная чувств. Только через познание себя мы познаем и других.


3. Учитесь выражать свои потребности


Разобравшись с чувствами, нужно продолжить копать еще глубже. Какие именно потребности вызвали эти эмоции к жизни? Как правило, базовый набор у всех один (посмотрите пирамиду Маслоу). Так, выражая протест против постоянных опозданий мужа, жена демонстрирует потребность быть уверенной в нем и иметь возможность положиться на него. Общение без агрессии всегда начинается со своих собственных потребностей.


4. Четко формулируйте свои просьбы


Обличая свою потребность в слова, старайтесь не использовать негативных формулировок, они все равно не сработают. Лучше попросите собеседника о чем-то в положительной манере. Не забывайте проверять, поняли ли вас правильно. Для этого попросите собеседника переформулировать вашу просьбу так, как он ее понял. К сожалению, часто то, что мы говорим и то, что слышит наш собеседник, не совпадает, поэтому так важно постоянно "налаживать контакт" и быть на одной волне друг с другом.