Этот довольно молодой вид спорта появился в Англии, в 80х годах, а «отцом-начинателем» считают Гарри Ротла. Именно он изобрел первые трюки, многие из которых стали сегодня классическими. Первый чемпионат состоялся в 1990 году.


Сложнейшие трюки мотоциклистов, удивительное владение «железными конями», мужество и бесстрашие спортсменов завоевали публику раз и навсегда, после чего началось победное шествие этого вида спорта по Америке и Европе.


Самыми первыми показательными российскими соревнованиями были MotulM1 StuntBattle, прошедшие в 2008 году. На стадионе Лидер под Москвой выступало 13 спортсменов. Именно после него в МФР решили создать Комиссию по стартрайдингу, выработавшую официальные правила соревнований и специальные регламенты для следующих чемпионатов. Председателем Комисси стал главный организатор соревнований MotulM1 Алексей Серебрянников.


Теперь каждый год в Санкт-Петербурге, который принять считать родиной русского стантрайдинга, проходит Всероссийский чемпионат. Растет число его участников и спонсоров, не говоря уже о зрителях и фанатах. Секции появляются уже и в небольших городах, проводится множество соревнований для любителей и профессионалов.



Год от года трюки, выполняемые спортсменами, становятся все сложнее и интересней. Спортсменом-стартрайдером стать совсем не просто. Для этого необходимо хорошо чувствовать пространство и скорость, иметь прекрасную координацию и чувство равновесия, отлично держать баланс. На заре этого вида спорта восхищало просто умение проехать «вили» или «стоппи» (на переднем колесе), позднее появились вращения, заносы и масса новых слов вроде «свичбэк», «хэндстенд», «дрифт», «уип» и другие. Сейчас стали уже недопустимыми прокаты без трюков на двух колесах.


Так, «уип», который фигуристы могли бы, наверное, назвать «перекидной прыжок» - быстрый, практически моментальный разворот на 180 градусов, с отрывом заднего колеса, на одном переднем, позволяющий моментально поменять направление движения. А ведь есть мастера, которые делают этот самый «уип» в полный оборот! А «супермен», когда спортсмен буквально взлетает над мотоциклом, едущем на заднем колесе, только держась за руль руками! А «цунами», когда этот же прыжок заканчивается чуть ли не вертикальной стойкой на руках!


Стантрайдинг требует от спортсменов воистину адского терпения и регулярных сложных, опасных тренировок и обязательной теоретической подготовки. Кроме того, необходимо отлично разбираться в технике и физике. Сначала следует знать законы движения, а потом уже прочувствовать их на себе. Главное, не вылететь из седла, как из катапульты. Ну, и надо отметить, что стантрайдинг — довольно дорогой спорт, требующий специального оснащения как для мотоцикла, так и для райдера. Но экстремальность, зрелищность, сила и бесстрашие, сумасшедший драйв и энергетика продолжают привлекать все новых и новых поклонников.