Инструкция
1
Желая узнать об общем эмоциональном состоянии ребенка в течение дня, можно задать вопросы, уточняющие как приобретенный положительный, так и отрицательный опыт. Это могут быть вопросы наподобие: «Что было сегодня самым хорошим в школе?» и «Что было сегодня самым плохим?» Отвечая на эти вопросы, ребенок может рассказать вам не только о своих оценках, но и о взаимоотношениях с учителями и одноклассниками.
2
О взаимоотношениях ребенка с одноклассниками можно также узнать, задавая наводящие вопросы о том, с кем бы ему было приятнее сидеть за партой, делать лабораторную работу, участвовать в общественной деятельности и т.д., а с кем нет и почему.
3
Однако дети не всегда готовы явно говорить о проблемах во взаимоотношениях, потому можно придумать своеобразную игру, задавая подобные вопросы: «Представь, если завтра к вам в класс прилетят люди с другой планеты и решат забрать одного из вас с собой навсегда. Кого бы тебе хотелось, чтобы они забрали
4
Если же у вашего ребенка нет явных недоброжелателей в классе, но и нет друзей, а он просто стесняется начать общение, можно помочь ему следующим образом. Спросите ребенка, например, о том, с кем бы ему хотелось поиграть на перемене из тех ребят, с которыми он еще никогда не играл.
5
Можно предложить представить ребенку ситуацию, как вы приглашаете к вам в гости его школьного учителя. Что бы интересного мог бы рассказать вам учитель? Было бы приятно ребенку видеть его у вас дома? Эти и подобные вопросы помогут понять, как ребенок относится к тому или иному преподавателю, не скрывает ли он, например, плохие оценки и не чувствует ли к себе возможного предвзятого отношения.
6
Родители многих учеников начальных классов зачастую всерьез озабочены тем, чтобы их ребенок не «нахватался» в школе нецензурной лексики. Узнать об этом возможно, задавая ребенку следующие наводящие вопросы: «Говорил ли сегодня кто-то странные незнакомые тебе слова?», «Какое самое непонятное слово ты услышал сегодня за целый день?»
7
Можно также задавать вопросы, помогающие вам как можно больше понять увлечения и интересы вашего ребенка. Это могут быть вопросы, касающиеся самого интересного и любопытного опыта в школе, такие как: «Что нового ты узнал сегодня за целый день?» Кроме того, можно конкретизировать вопрос интересующим вас предметом, например, историей или физикой.
8
А о нелюбимых предметах могут поведать вопросы о том, что было для ребенка сегодня самым скучным, менее запоминающимся, не интересным, даже однообразным.
9
Кроме предметов и взаимоотношений в классе родителей часто интересует вопросы рационального и правильного питания. Вряд ли ребенок готов перечислять вам ежедневное меню в местной столовой, проще узнать, какое блюдо ему сегодня понравилось, а какое нет; что было более вкусным и сытным, а что, возможно, он и вовсе не стал есть.
10
Часто дети могут быть недовольны теми или иными требованиями или даже замечаниями учителя в их адрес. Тогда можно предложить поиграть в некую игру, давая возможность представить ребенку себя на месте учителя. Задайте ему наводящие вопросы: «Каким бы ты был учителем?», «Что бы ты сделал в данной ситуации, будучи учителем и почему?»
11
Кроме того, задавая вопросы, можно понять, есть ли у вашего ребенка своеобразные идеалы в классе. Спросите его, если бы ему предложили поменяться с кем-либо местами, кто бы это мог быть и почему? Что привлекает вашего ребенка в том, с кем он хотел бы поменяться? Ответы на эти вопросы помогут вам еще больше узнать текущие ценности вашего чада.
12
Важно, чтобы дети в школе получали разносторонний опыт и не были нагружены одной лишь учебой. Поинтересуйтесь у ребенка, было ли в течения дня что-то, что, возможно, развеселило его, подняло настроение и больше всего запомнилось.
13
Задавая уточняющие вопросы о дополнительных кружках и прочей внеклассной деятельности, можно понять, насколько активен ваш ребенок. Так, если он увлеченно рассказывает о том, что ему досталась роль в новогоднем спектакле, о которой он всегда мечтал, при этом он выступает легко и с удовольствием – прекрасно. Если же дело обстоит иначе, стоит спросить у ребенка, что именно в общественной деятельности не нравится ему больше всего и почему он не готов принимать в ней участие.
14
Выбирая дополнительные секции и кружки для своего ребенка, будет не лишним поинтересоваться, какое занятие привлекает его больше всего. Например, можно задать вопрос: «Чем бы еще тебе было интересно заниматься помимо школы?», «Чему бы ты хотел научиться, кроме тех предметов, которые у вас есть?»
15
Ответ на вопрос о самом любимом месте в школе поможет вам узнать, насколько в целом ребенку комфортно там находиться, какие занятия и предметы привлекают его больше всего, и что его вдохновляет в конечном итоге.