В христианской православной традиции принято совершать молитвы не только келейные (домашние или иначе частные), но и соборные, возносимые в храме. Существует несколько видов молитвенного поминовения, например, молитвословия на молебнах, панихидах или же на литургиях. При этом православные верующие молятся не только о живых, но и об усопших.


После того, как человек оканчивает свой земной путь, верующие люди не только поминают усопшего дома, приглашая священника для отпевания, но и подают в храм записки об упокоении. Одним из самых распространенных молитвословий за усопшего является заказ сорокоуста. Сорокоуст представляет собой молитвословия за умершего, возносимые священнослужителем в алтаре при совершении проскомидии (иногда эти же имена поминаются и на заупокойной ектении на литургии). Священник, читая имена усопших, вынимает частицы из просфоры в память об этих людях. Практически каждый православный христиан, переживший смерть родственника, старается заказать сорокоуст об упокоении. Сорокоуст может заказываться на сорок дней (или же сорок литургий), полгода, год. В крупных монастырях принимаются сорокоуст на вечное поминовение.


Иногда можно услышать настоятельные рекомендации от верующих людей старшего поколения об обязательной необходимости заказа сорокоуста по усопшему в семи храмах. В некоторых случаях даже советуют совершить поездку в другие города для обязательного заказа сорокоуста. Касательно этой ситуации стоит отметить, что в Церкви нет обязательного указания на то, что сорокоуст должен заказываться именно в семи храмах.


Народное мнение о заказе сорокоуста об усопших в семи храмах основывается на некотором сакральном, мистическом понимании цифры семь. Встает логичный вопрос: почему именно в семи храмах? Возможно, у людей, придерживающихся столь ультимативного мнения, возникает ассоциация с семью таинствами или семью Вселенскими Соборами. В православной Церкви такой подход к молитвословию за умерших неуместен. Нельзя говорить о том, что молитва посредством сорокоуста в одном, двух, шести или десяти храмах окажется менее действенной и какой-то "неправильной".


Православию чуждо понятие "правильного" заказа сорокоуста именно в семи храмах. Во многих городах России не имеются семь приходов, зачастую в областях в некоторых районах приходится только один храм на несколько поселков. Человек просто не в состоянии ехать за десятки, а иногда и сотни километров в другие храмы, чтобы набрать их семь. Такая практика не должна приниматься за обязательную.


В молитве за усопшего следует понимать, что важны не сами цифры. Чем больше человек молится сам, чем больше он (по мере возможности) поминает своих родственников в храмах, тем лучше. Поэтому, конечно, хорошо, когда в семи приходах поминают усопшего, но еще лучше, когда такие молитвы совершаются в десяти, двадцати приходах и так далее. При этом нет ничего страшного, если человека поминают только в нескольких храмах. Необходимо помнить, что молитва об усопших должна осуществляться не только посредством заказа сорокоуста и последующем забытии человека. Живые люди и сами должны совершать молитвенные поминовения дома и в храме.


Зачастую молитва и сорокоуст, заказанный в единственном приходе, более действенны и благодатны для души усопшего, чем оформление таких поминовений в семи или даже десяти храмах (если в первом случае человек и сам не забывает усопшего и часто молится о нем, в отличии от второй ситуации, когда заказ сорокоуста представляет собой банальную отписку, основанную на мистическом понимании цифры семь).


Таким образом, нельзя говорить об обязательности заказа сорокоуста по усопшему именно в семи храмах.