Очевидно, нет ни одной религиозной системы, не включающей в себя понятия «грех»: даже самые примитивные, первобытные верования отличаются многочисленными запретами, «табу», никак не объяснимыми рационально. Нарушено табу, совершен грех – и человек становится изгоем до тех пор, пока не признает свой проступок и над ним не будут произведены очищающие ритуальные действия.


Действительно, пожалуй, нет нормального человека, который без стыда мог бы рассказать о любом своем поступке; выходит, каждому человеку, в той или иной степени, присуще чувство вины. Здесь можно заметить, что стыд человек испытывает именно тогда, когда о его неблаговидном поведении, узнают другие; вина же – более глубокое, личностное переживание.


Как правило, понятие чувства вины в обыденном сознании носит негативный оттенок: это плохое, саморазрушающее чувство, от которого надо избавляться. Но так ли это? Ведь вина возникает в связи с таким действием человека, которое он сам считает плохим, не соответствующим его собственной системе ценностей. Что же удержит человека от нанесения вреда другому, от насилия, от воровства, если не опасность испытать после этого чувство вины? Не стыд за совершенное (о нем, может быть, никто не узнает), не страх наказания (статистика говорит, что ужесточение наказаний не снижает уровня преступности), но личная ответственность перед самим собой, казнь самого себя, причем роль палача играет чувство вины, – вот сдерживающее начало, регулирующее поведение человека по отношению к другим.