В возрасте от пяти до семи лет ребенок учится мыслить абстрактными понятиями, учится обобщать, классифицировать и на основе это делать собственные выводы. Часто задается вопросами из категории пространства и времени: «откуда всё взялось?», «что происходит потом?», «зачем живут люди?» Он уже сознательно усваивает правила общения, игр, взаимодействия людей между собой.  Здесь очень важной становится дружба со сверстниками, умение кооперироваться и развивать здоровое чувство конкуренции. Дети в этом возрасте начинают мыслить категориями хороший-плохой, правильный-неправильный, честный-лживый. А со временем и задумываться о своем будущем.

Отсюда и берется основной страх этого периода – страх смерти (своей или близких людей). А также производные от него: страхи нападения, заболевания, животных, войны, стихии, высоты– всего того, что может привести к угрозе жизни. Помимо этого, есть ещё категория страхов, которые могут появиться у ребенка, будет ли он/она красивой, справится ли с трудностями, сможет ли выйти замуж.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:

1.       Родителям надо запомнить две очень важные вещи: нельзя врать детям о том, что смерти не существует или что это не страшно (так называемое отрицание), но так же нельзя и самим нагнетать вокруг этой темы дополнительные переживания. Это несомненно то, что самим взрослым дается сложно – удержать равновесие, чтобы не скатиться ни в одну из этих сторон. Рассказывайте правду, что смерть это до конца никем не понятое явление, что вы сами многое не знаете о ней, но не проявляйте своего волнения и ужаса перед ней. Не стоит врать детям, что вы никогда не умрете, всегда будете с ними, но сделайте акцент на том, что это произойдёт ещё не скоро. Что чаще всего люди доживают до старости, и вас может не стать тогда, когда он сам будет уже взрослым человеком.

2.       В случаях со страхом нападения, заболеваний и прочего можно разобрать каждый случай по отдельности со своими детьми. Что болезни лечатся, даже опасные. Чтобы на тебя не напали нужно быть осторожым. Можно рассказать какая существует последовательность действий при стихиях и других непредвиденных ситуациях. Самое главное дать ребенку уверенность, что из большинства страшных ситуаций всегда есть выход, всегда есть решение проблемы.

3.       Когда страх касается сомнений ребенка в своих силах, красоте, уме, ни в коем случае нельзя высмеивать и отшучиваться. Отнеситесь с уважением к зарождающимся самооценке и самоощущении ребенка.

4.       Если в семье теплые и доверительные отношения, то не стоит заострять внимание на подобных переживаниях этого возраста – как правило, это проходящий этап. Стоит обратить особое внимание лишь в том случае, если страхи становятся навязчивыми и ярковыраженными.