Важные характеристики ассортимента – это его ширина и глубина. Ширина ассортимента – это количество разных товарных линий, которые производит компания. Например, компания, которая производит рюкзаки, может разрабатывать и продавать только туристические рюкзаки, а может иметь несколько товарных линий: туристические рюкзаки, рюкзаки для школьников, сумки и рюкзаки для дошкольников, сумки для спортивной обуви. Предположим, что эта компания торгует и сопутствующими товарами и предлагает клиентам канцелярские товары, товары для спорта и туризма. Всё это – ширина ассортимента.


Второй показатель – глубина ассортимента. Здесь маркетологи учитывают количество вариантов продукции в товарной линии. Так, наш производитель рюкзаков может разработать несколько туристических моделей для мужчин и женщин и множество вариантов школьных рюкзаков для мальчиков и девочек, с ортопедической поддержкой спины и без неё, для школьников разного возраста, с разным рисунком… количество моделей рюкзаков может доходить до нескольких десятков в одной товарной линии – это и будет показателем глубины.


При работе с товарным ассортиментом очень важно понимать и умело использовать стратегии работы с товарным ассортиментом. Рассмотрим их более подробно.


Если мы работаем с глубиной ассортимента, мы можем углублять ассортимент, добавляя свои товары, или сокращать ассортимент, исключая продукты из линейки. Углубление ассортимента – это добавление товара в той же категории либо добавление дополнительных вариантов одной и той же моделей. Если вы шили только черные и синие рюкзаки, а теперь предлагаете тот же рюкзак еще и в зеленом цвете – это и есть углубление ассортимента. Другой пример углубление ассортимента – расширение размерного ряда одежды, добавление в линейку размеров для женщин с небольшим ростом, либо для очень высоких людей.


С другой стороны, сокращение ассортимента – это уменьшение таких вариантов: платье, которое раньше выпускалось в трех расцветках, теперь доступно только в одной. Так компания может управлять ассортиментом выпускаемой ею продукции.


При работе с глубиной ассортимента компания может поддерживать ассортимент, осуществляя поддержку марки, или сужать его, исключая их ассортимента те или иные позиции. Поддержка марок – это добавление к уже успешной марке другие товары. Например, производитель молока может начать выпускать йогурты и сметану под той же торговой маркой, сделав упаковку узнаваемой, и сохранив то же название. Сужение ассортимента – это уменьшение разновидностей товаров смежных категорий. Например, компания, производящая рюкзаки, решила прекратить выпуск женских рюкзаков, и сосредоточиться на других нишах. Сужение ассортимента происходит, если некоторые товары приносят существенно меньшую прибыль, чем другие разновидности. 


Умение правильно работать с ассортиментом поможет вам получить максимум прибыли из продукции, которую проивзодит ваша компания.