Ветхозаветное установление каждения

Во времена Ветхаго Завета были распространены жертвы, приносимые Господу через так называемые всесожжения. Еще до времен Моисея и задолго до создания богослужебной ветхозаветной скинии дым, от приносимых жертв, возвышающийся в высь, символизировал собой молитву человека, обращенную к небу, ко Господу.

С момента появления ветхозаветного богослужения в скинии каждение перед священными предметами входит в обычную практику. Так, Господь повелел первосвященнику Аарону совершать каждение перед ковчегом Завета, в котором располагались скрижали с десятью заповедями. Согласно книге Исход такой обряд должен был совершаться утром и вечером. Из этой же ветхозаветной книги известно о совершении каждения Моисеем перед золотым жертвенником, во время которого на скинию сходило облако и "слава Господня наполняла ее" (Исх. 40: 27, 34)

Что символизирует современное каждение

В новозаветные времена практика каждения перед святынями во время богослужения сохранилась. Само каждение символизирует особую благодать Святаго Духа, а также молитвы людей, возносимые ко престолу Всевышняго Бога. Во время совершения каждения человек символично приобщается божественной благодати, поэтому само по себе совершение воскуривания благовонного ладана за богослужением должно совершаться с особым благоговением. Неслучайно верующие люди в храме расступаются перед кадящим священником или диаконом.

Святые отцы приводят и еще одно символичное обозначение каждения. Подобно тому, как ладан имеет приятный благовонный запах, молитвы христианина, возносимые с крепкой верой и в смирении сердца, угодны Богу. Как тепло исходит от раскаленного угля, так и молитва христианина должна быть особо усердной, "горячей".

Каждение в православной традиции совершается не только перед престолом, жертвенником и иконами. Священнослужители за богослужением кадят и молящихся, воздавая тем самым благочестивое почитание образа Божия, имеющегося у каждого человека.

Особо четко отображает смысл совершения каждения в православных храмах блаженный Симеон Солунский:

Существует и практическая сторона совершения каждения. Считается, что освященного благовония и дыма от ладана трепещут демоны. Из христианской практики известны случаи, когда бесноватые люди не переносят запаха благовония и самого дыма, символизирующего благодать. Некоторые святые отцы описывают, как во время каждения бесы оставляли тело страждущего человека.

Таким образом, через совершение каждения освящается все вокруг.

Когда совершается каждение на всенощном бдении и литургии

Во время богослужения всенощного бдения каждение совершается несколько раз. В самом начале службы во время пения хором 103-го псалма, повествующего о сотворении Земли священнослужитель обходит с каждением весь храм. В это время дым кадила символизирует собой Святого Духа. Первые стихи Библии рассказывают человеку о творении планеты:

Каждение на всенощном бдении совершается и во время пения стихир на "Господи воззвах" (вечерня), во время литии (на освящении хлеба, вина, елея и пшеницы), полиелея (утреня), песни Богородицы "Величит душа моя Господа".

Каждение совершается по окончании проскомидии (перед литургией). На главном богослужении, во время которого верующие приобщаются святых Христовых таин, кадило используется во время заупокойной ектении, херувимской песни, по окончании евхаристического канона (священник совершает каждение престола в алтаре), после причастия верующих.