Совет 1: Почему у человека слабое обоняние

Человек гордо называет себя «царем природы», но по многим показателям он изрядно уступает другим животным. Прежде всего, это относится к обонянию.

Из всех ощущений, присущих человеку, обоняние следует поставить на последнее место. Иногда оно спасает людям жизнь – помогает вовремя обнаружить утечку газа или забраковать несвежую пищу – и все же утрата обоняния не делает человека таким тяжелым инвалидом, как потеря слуха или зрения. С временной утратой обоняния люди часто сталкиваются, болея насморком, и переносится это довольно легко. Такая незначительная роль обоняния в человеческой жизни связана с его слабостью: оно не может иметь большого значения, поскольку дает слишком мало информации о мире.

Ослабление обоняния произошло в соответствии с основополагающими законами эволюциями: признак, переставший быть критичным для выживания и оставления потомства, не поддерживался естественным отбором. В происхождении человека большую роль сыграл переход к мясной пище, но это произошло не сразу: довольно долго древние приматы были «вегетарианцами». При поиске плодов среди листвы зрение играет более значительную роль, чем обоняние, и у слабовидящих особей было намного больше шансов погибнуть от голода, не оставив потомства, чем у индивидов с плохим нюхом. Но для того, чтобы некий признак закрепился, недостаточно, чтобы он не был вредным – нужно, чтобы он приносил какую-то пользу.

Разгадка лежит в образе жизни древних гоминид. Когда-то ученые строили представление о нем на примере самого близкого к человеку животного – шимпанзе. Этим обезьянам присущ промискуитет: любая самка в стае может спариваться с любым самцом, и только иерархия самцов как-то упорядочивает этот процесс, высокоранговым индивидам достается больше «подруг», чем низкоранговым. Дальнейшие исследования ископаемых приматов – в частности, ардипитеков – заставили внести коррективы в эту картину.

У самцов обезьян, которым присущ промискуитет, клыки значительно крупнее, чем у самок – ведь они в буквальном смысле «отвоевывают» себе право на размножение. У человека и его ископаемых предков такой черты нет, и это заставило американского антрополога О. Лавджоя предположить, что предки человека обеспечивали себе репродуктивный успех другим способом – создавая постоянные пары.

Стратегия моногамии свойственна всего 5% млекопитающих, и в основе ее лежит принцип «секс в обмен на пищу». Главная роль при выборе партнера принадлежит тому, кто вкладывает в потомство больше ресурсов – у приматов это самки, а наибольшие шансы в таких условиях имеют те самцы, которые лучше кормят своих «дам». В этом смысле самцы, лишенные хорошего обоняния в силу мутаций, были вне конкуренции.

Наибольшее количество пищи самка получает от самца в те дни, когда она наиболее привлекательна для него – во время овуляции, а в другое время он может вообще не интересоваться самкой и не кормить ее. Наступление таких дней самцы определяют по запаху, инстинктивно реагируя на его изменение. Если же самец отличался слабым обонянием, изменение запаха не имело значения для него, он испытывал интерес к самке и кормил ее постоянно. Такие «кавалеры» больше нравились «дамам» и, соответственно, имели больше шансов оставить потомство. Ослабление обоняние – это цена, которую эволюционные предки человека заплатили за свою стратегию выживания вида.

Совет 2: Почему вода ничем не пахнет

Из всех веществ, которые существуют в природе, вода является одним из самых необходимых для человека. Казалось бы, это та субстанция, которую важно ощущать на запах. Тогда почему человек не ощущает запаха воды?
Чистая вода не имеет запаха, как полагают многие. В отличие от людей, некоторые животные чувствуют запах воды. Слоны, например, способны учуять воду на расстоянии многих километров. Вопрос заключается не в том, пахнет ли вода, а в том, почему она не пахнет для человека?

Как работает обоняние

Чтобы понять, почему это так, следует обратиться к устройству органа обоняния. Обоняние – один из пяти органов чувств, который задействует очень большой объем головного мозга. Оно не только усиливает вкус пищи, но также предупреждает об опасности. Благодаря обонянию человек различает запахи, а они, в свою очередь, способны сообщить такие эмоции, как страх, грусть или любовь.

У людей небольшая область обонятельного органа представляет собой поверхность площадью приблизительно 1 см2 в каждом носовом проходе. Обоняние позволяет животным с рецепторами запахов различать огромное множество химических составляющих, которые называются «одоранты», даже если они присутствуют в небольших количествах.

Одоранты – это летучие химические вещества, которые заносятся в нос вместе с вдыхаемым воздухом. Чтобы ощутить тот или иной запах, нужно растворить такое вещество в небольшом количестве воды или жира. Попав в нос, одоранты распознаются.

Существует несколько теорий относительно работы обоняния. Большинство из них утверждает, что молекулы одоранта образуют соединения с участком органа обоняния. Это соединение зависит от формы и размера молекулы одоранта.

Затем нос отправляет сигнал мозгу, который и определяет запах. Некоторые одоранты, например, духи, вызывают сильную реакцию, а некоторые не вызывают никакой.

Обонятельные органы млекопитающих используют сочетание разных рецепторов для того, чтобы возникла реакция на запах. Так с помощью приблизительно тысячи рецепторов человек может различить тысячи разных запахов.

Молекула воды состоит из двух веществ, водорода и кислорода, и имеет угловую форму.

Почему вода не имеет запаха

Хотя многие полагают, будто животные чувствуют запах воды, на самом деле это не совсем так. Звери ощущают запахи растений и минералов, которые находятся вблизи воды. Но есть и многие виды организмов, которые способны чувствовать запах самой воды.

Еще одно наблюдение заключается в том, что животные могут распознать воду по запаху, когда ее много. Молекулы воды, которые содержатся в воздухе, являются постоянным стимулятором для обоняния. А когда есть постоянный стимулятор, мозг просто его игнорирует.
Направляясь к водоему, животное чувствует запах воды. Но оставаясь возле водоема долгое время, оно перестает ее обонять.

Обоняние человека никак не реагирует на воду, в отличие от некоторых других организмов и позвоночных. Делает ли это человека менее способным находить источники воды? Вряд ли. Предки современного человека находили воду и использовали ее. Они сочетали все пять органов чувств и применяли очень важный инструмент: ум.
Видео по теме
Источники:
  • ASK A SCIENTIST, 2005
  • Why can't we smell water? 2014

Совет 3: Что такое обоняние

Часто многие люди даже не задумываются о том, что им свойственно по-своему ощущать некоторые запахи. Ведь бывает и так, что какой-нибудь аромат одному человеку кажется приятным, в то время как другому он может совершенно не понравиться! И дело тут касается не только пристрастий. Конечно, люди разные, и у каждого может быть свой вкус. Но тем не менее, различные ароматы люди воспринимают по-своему.
Человеческое обоняние гораздо слабее, нежели у многих животных, и все-таки оно довольно острое. Люди могут распознавать тысячи различных запахов и оттенков, а некоторые даже в состоянии ощущать ароматы в бесконечно малых количествах. Характерно, что обоняние может быть противоречивым чувством. На него влияют различные внешние факторы: циркуляция воздуха, наличие разных других запахов и так далее.

Так что же такое обоняние? Это способность к ощущению и распознаванию запахов (даже тех, которые могут быть рассеяны в воздухе или растворены в воде). Наша функция обоняния заключена в двух маленьких, обнаруживающих аромат, участках. Они состоят приблизительно из пяти миллионов желтоватых клеток, расположенных высоко в носовых проходах. Человеческий нос - фактически главный орган, отвечающий за распознавание запахов. Так, вкусовые рецепторы на языке могут различить только четыре вида вкуса – сладкий, кислый, горький и соленый - все другие вкусы обнаруживаются обонянием.

Что же дает человеку обоняние? Ощущая приятные запахи, исходящие от любимых продуктов, чувствуя чудесный аромат цветов, человек в полной мере может наслаждаться жизнью. Обоняние является также своеобразной системой предупреждения, заботясь о безопасности. Например, утечка газа, испорченные продукты или огонь могут принести беду, однако обоняние в определенной степени препятствует этому. Любая потеря обоняния может негативно повлиять на качество жизни. Как это часто бывает, с возрастом у людей обоняние притупляется. Это может быть связано с тем, что атрофируются обонятельные волокна, которые расположены в обонятельном нерве. Примечательно, что обладателями самого острого обоняния являются младенцы. Однако уже через год жизни этот показатель снижается почти на 50%.
Видео по теме
Источники:
  • «Эволюция человека. Кн 1. Обезьяны, кости и гены», Марков А., 2011
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500