Специализация труда появилась еще тысячи лет назад. Сапожник тачал сапоги, пекарь выпекал хлеб, портной шил одежду - каждый занимался тем, что умел лучше всего. Если бы кто-то захотел самостоятельно обеспечить себя обувью, одеждой и вкусным хлебом, то потратил бы очень много времени, при этом сапоги и одежда вряд ли бы отличались красотой и практичностью, а хлеб – отменным вкусом.

Именно поэтому люди давно поняли, что гораздо продуктивнее стать специалистом в какой-то одной области и обменивать свой труд на результаты труда других специалистов. Сначала это был натуральный обмен, затем, с появлением денег, товары и услуги стали продаваться.


По мере развития общества и промышленности стало ясно, что даже вроде бы достаточно узкая специализация, такая как пекарь или портной, уже не соответствовала требованиям времени. Внутри профессий начала появляться своя специализация. Так, в пекарне один человек мог замешивать тесто, второй отмерял его нужные объемы для получения равных по весу булок хлеба, третий отправлял тесто в печь и вынимал готовый хлеб. Чем более узкой была специализация, тем больших высот в ней мог добиться человек. Его действия приобретали автоматизм, в итоге производительность труда в целом резко повышалась.

Вершиной специализации можно назвать придуманный и внедренный Генри Фордом сборочный конвейер. На движущемся конвейере каждый рабочий выполняет всего одну простую операцию, доводя свои навыки до совершенства. Использование конвейера не только многократно повышает производительность труда, но и положительно сказывается на качестве выпускаемой продукции. Сделать качественно одну операцию, ничего не забыв и не упустив, проще, чем несколько. Теряется необходимость кропотливого анализа ситуации, определения того, что и в какой последовательности надо выполнять.

Любую последовательность выполняемых операций нельзя дробить до бесконечности. Поэтому там, где достигнут предел специализации, следующим уровнем становится автоматизация процесса. Во многих случаях робот справится с задачей гораздо лучше человека, поэтому на сборочных конвейерах человека все чаще заменяют автоматы. Наиболее ярко это проявляется в автосборочных цехах ведущих автомобильных концернов – десятки манипуляторов собирают будущий автомобиль, роль человека-оператора сводится к контролю ситуации.