Совет 1: Зачем нужна кровь

Тело человека состоит из разных тканей. Одним из видов этих тканей является кровь. Средний объем данной жидкости в теле взрослого составляет 5-6 литров. У крови множество разнообразных функций, которые условно можно разделить на 2 группы.

Кровь является двухкомпонентной жидкостью. Около 50-60% ее объема – это плазма, состоящая из 90% воды с растворенными в ней белками, минеральными и органическими веществами (белки, анионы, катионы и так далее). А около 40-50% приходится на форменные элементы, которые представлены:

- красными кровяными тельцами – эритроцитами (самые многочисленные компоненты);
- кровяными пластинками – тромбоцитами;
- белыми кровяными тельцами – лейкоцитами.

Данное соотношение плазмы и форменных элементов получило название гематокритного числа. Словосочетание образовано из двух греческих слов – «кровь» и «показатель». Изменение этого числа наблюдается при эритремиях и анемиях.

Функции крови

Кровь циркулирует в кровеносной системе бесперебойно, постоянно обновляясь и выполняя ряд важнейших функций. Формально, функции крови можно разбить на две группы.

Транспортная функция

К первой относится транспортная. У этой функции существует несколько подфункций. Во-первых, кровь обеспечивает ткани кислородом. От легких к различным тканям кровь переносит кислород, а от них к легким – углекислый газ. С кровью же к тканям доставляются и питательные вещества.

Кровь транспортирует от тканей к легким и почкам ненужные продукты обмена. Данная подфункция получила название экскреторной.

Еще одна важная часть работы крови – регуляция температуры организма. Кровь переносит тепло. И наконец, она является связующим звеном между всеми системами тела. Именно с кровью распространяются сигнальные вещества (гормоны), регулирующие всю деятельность организма.

Защитная функция

Кровь является важным элементом защиты организма. Именно она является определяющим фактором иммунитета. Лейкоциты (белые кровяные тельца) защищают организм от микробов, чужеродных веществ, патогенных бактерий, вирусов.

Так нейтрофилы, составляющие 50-70% лейкоцитов, защищают организм от микробов и их токсинов. Эозинофилы, на долю которых приходится 1-5% лейкоцитов, заняты разрушением чужеродных белков и обезвреживанием их токсинов. Базофилы (около 1% всех лейкоцитов) участвуют в реакциях гиперчувствительности немедленного типа. Моноциты (2-10% лейкоцитов) называют дворниками организма. Их основная функция – очищение очагов воспаления и подготовка тканей к регенерации.

И, наконец, лимфоциты (20-40% лейкоцитов). Их функции: уничтожение собственных мутантных клеток организма, обеспечение иммунной памяти, синтез антител и прочее. Тромбоциты также выполняют защитную функцию, предотвращая большую кровопотерю при различных повреждениях, ранах.

Совет 2: Зачем человеку нужна вода

Ни один живой организм не способен прожить без воды. Жидкость участвует во многих процессах, обеспечивающих функционирование и в конечном итоге существование человека.

Мало кто задумывается о том, какую роль играет вода в его организме, выпивая стакан ее после еды или в любое другое время. Человек состоит из чудесного сочетания кислорода и водорода почти на восемьдесят процентов, и пополнение водных запасов - важная задача.

Организм получает воду из всего, чего только может. Это еда, напитки, продукты распада. Съедая овощи, фрукты и даже мясо, вы пополняете свое тело на несколько капель влаги, выпивая же стакан чистой воды - ровно на стакан. Учтите, что любую жидкость, кроме чистой воды, организм воспринимает как пищу.

Вещество с всем известной формулой H2O участвует во множестве важнейших процессов, происходящих внутри организма. Это и обмен веществ, поддержание температуры тела (охлаждение при помощи механизма потоотделения), снабжение клеток питательными веществами, своевременный вывод токсинов и продуктов распада. Данные процессы запускаются и работают с помощью воды. Немаловажное значение вода имеет и в увлажнении кожи, глаз, полости носа и рта, помогает перистальтике желудка, создает амортизацию для суставов и является основным составляющим компонентом слюны и слез.

Потери жидкости происходят постоянно. Помимо того, что вода расходуется на работу внутренних органов, также теряется влага при дыхании, потоотделении, с входом мочи. На все это человеку необходимо ежедневно не меньше двух литров, которые организм должен восполнить.

Недостаток воды приводит организм к обезвоживанию, которое представляет серьезную опасность. При нехватке жидкости нарушается нормальная жизнедеятельность всех органов, пищеварение, биохимические реакции, теплообмен. Обезвоживание возникает по многим причинам: физические нагрузки (потеря большого количества воды с потом), заболевания желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы. Также обезвоживанию способствует употребление алкоголя, кофе и некоторых лекарственных препаратов, о чем вас должна предупредить инструкция по их применению.

Заметив признаки недостатка воды (сухость во рту, стянутая кожа, вязкая моча, запоры и головокружения), стоит обратить внимание на количество потребляемой жидкости и увеличить его. В сложных случаях незамедлительно обращайтесь к врачу.

Источники:
  • вода зачем

Совет 3: Зачем нужны лейкоциты

Каждый живой организм окружен миллионами врагов. Эти враги – микроорганизмы, чья жизнедеятельность может представлять опасность. Они находятся на поверхности любого предмета, с которым соприкасается человек, проникают в организм с водой и пищей, которые человек потребляет. Чтобы обезопасить себя от внешней угрозы, животные в ходе эволюции обзавелись клетками-защитниками – лейкоцитами.
Слово «лейкоциты» буквально переводится как «белые клетки». В действительности они не белые, а прозрачные. В отличие от эритроцитов у них есть ядро. Превосходят они эритроциты и по размеру. Это самые крупные элементы крови, их размер колеблется от 8 до 20 микрон.

Происхождение лейкоцитов

У амфибий лейкоцитов намного больше, чем у человека. Это объясняется тем, что лейкоциты амфибий не только борются с болезнетворными микроорганизмами, но и принимают участие в пищеварении. Этот факт позволяет проследить эволюционную историю лейкоцитов.

На заре существования многоклеточных организмов еще не было речи об органах и даже тканях, были только группы относительно дифференцированных клеток. Все они были способны захватывать и переваривать частицы пищи. Среди них выделялись клетки, внешне напоминающие амеб, которые были способны передвигаться в поисках пищи. Одновременно они захватывали и чужеродные объекты, попавшие в организм.

Вот от этих блуждающих клеток и произошли лейкоциты. По мере дифференциации клеток, формирования тканей, органов и их систем отпала необходимость их участия в пищеварении, и они полностью сосредоточились на выполнении защитной функции.

Неудивительно, что лейкоциты стали форменными элементами крови. Кровь богата кислородом и питательными веществами, что делает ее привлекательной для микроорганизмов. Они неизбежно попадают в кровь, когда она проходит через участки организма, принимающие вещества из внешнего мира – органы дыхания и пищеварительную систему.

Впрочем, лейкоциты присутствуют не только в крови. Они могут углубляться в ткани, выходить на поверхность слизистых оболочек.

Разновидности лейкоцитов

При проникновении в организм болезнетворных микробов и других чужеродных объектов первый удар принимают на себя фагоциты. Среди лейкоцитов эти клетки в большей степени сохранили «память» о своем «пищеварительном» эволюционном прошлом. Они уничтожают врагов, поглощая их. Фагоцит способен уничтожить таким образом до 20 микробов. При этом он погибает, отравляясь их токсинами, но при этом выделяет вещество, привлекающие другие фагоциты. Они концентрируются в месте проникновения инфекции и гибнут один за другим, поглощая чужеродные микроорганизмы, именно так образуется гной.

Борьба с болезнетворными микробами – главная, но не единственная задача фагоцитов. Они поглощают мертвые и поврежденные клетки организма.

Если болезнетворные микробы, несмотря на усилия фагоцитов, смогли прорваться в организм, с ними борется другой вид лейкоцитов – лимфоциты. Их задача – вырабатывать антитела, особые белки, служащие для распознания чужеродных объектов (антигенов) и запуска различных иммунных механизмов.

Враги лейкоцитов

Лейкоциты защищают организм от болезнетворных микроорганизмов, но существуют вирусы, опасные для самих лейкоцитов.

Один из таких вирусов – ВИЧ. Он поражает один из видов лимфоцитов – Т-лимфоциты. Их гибель лишает иммунную систему возможности распознавать инфекцию. Образно говоря, «государство не знает, что на него напали». Такой организм мало что может предпринять для обороны.

Другой вирус поражающий лейкоциты – это вирус кори. Размножаясь внутри лейкоцитов, он вместе с ними проникает в любую ткань, в любой орган, не встречая никакого сопротивления. Поэтому корь способна дать опасные осложнения на любой орган: легкие, средне ухо, глаза, мозг. Такие осложнения способны привести к тяжелой инвалидности и даже к смерти.

При этих заблеваниях возникает парадоксальная ситуация: человеку приходится защитить своих защитников. И если вакцины от ВИЧ-инфекции пока не существует, то сделать прививку от кори можно и нужно.
Видео по теме
Источники:
  • Лейкоциты

Совет 4: Зачем нужна жена

Еще сравнительно недавно сам вопрос «Зачем мужчине жена?» показался бы нелепым. А в наши дни все больше мужчин сомневаются, стоит ли вступать в законный брак. Их логика такова: «Я – самостоятельный, вполне обеспеченный человек, для чего мне жена. Чтобы в доме был порядок, была вкусная еда? Так можно нанять домработницу, научиться готовить самому или кушать в ресторанах, кафе. Нужна сексуальная партнерша? Так и для этого жениться не обязательно. Главное – чтобы никто не посягал на мою свободу». А, в самом деле, для чего мужчине нужна жена?

Жена – близкая подруга и родственная душа

Хорошая жена – это не только хорошая любовница и опрятная домохозяйка. Она, прежде всего, близкая подруга, с которой мужчина всегда может откровенно поговорить на любую, даже самую болезненную тему, рассказать о своих проблемах, о том, что его беспокоит, волнует. А ведь это очень важно! Любому человеку, даже самому сдержанному, волевому, иной раз просто необходимо выговориться, тем самым обретя спокойствие на душе.

Заботливая любящая жена всегда внимательно выслушает, успокоит, поддержит в трудную минуту, возможно, где-то поправит. Она найдет нужные слова, которые вселят в супруга уверенность, что все эти проблемы лишь временные, что все будет в порядке. Жена также может дать полезный совет, практически в любой ситуации.
Даже те мужчины, которые смеются над женской интуицией, вынуждены признать, что многие женщины слышат внутренний голос, подсказывающий им, как лучше поступить.

Наконец, вместе легче преодолеть любую преграду или переждать неблагоприятный период. Например, у мужа начались проблемы на работе, резко сократился его заработок. Или он временно стал безработным. Тогда, пока он не устроится на новое место, семья может существовать за счет тех доходов, которые получает жена.

Жена – мать детей мужа

Инстинкт продолжения рода – один из самых сильных. Даже многие из тех мужчин, которые бравируют своей независимостью и, подобно герою старого хорошего фильма, клянутся, что «легче Медного Всадника в ЗАГС отвести, чем меня» втайне мечтают о том, что у них будут дети – их плоть и кровь, носители их фамилий и наследники. Можно, конечно, усыновить чужого ребенка или воспользоваться услугами суррогатной матери. Но ведь ребенку нужны оба родителя, причем они должны чувствовать любовь! Ему необходимы и отцовская защита, забота, сопряженная с разумной требовательностью, и материнская нежность, ласка.
Статистические данные убедительно свидетельствуют, что многие люди, недополучившие в детстве материнской ласки и тепла, впоследствии испытывают ряд серьезных проблем, вплоть до психических расстройств.

Поэтому лучше все-таки не убеждать самого себя, что современный мужчина прекрасно обойдется без жены, а постараться найти ту единственную и неповторимую женщину, рядом с которой захочется провести всю жизнь. Ту девушку, рядом с которой мужчине будет спокойно, тепло и уютно.
Видео по теме

Совет 5: Зачем нужна семья

У каждого человека, в силу того, что он чей-то сын или дочь, есть близкие люди, родственники по крови, которые называются его семьей. Вырастая и становясь самостоятельным, он, в свою очередь, создает свою семью с другим человеком, не близким ему по крови, но близким по духу и интересам.

Семья – общность людей, связанных между собой браком или кровными узами, поэтому предполагается, что в семье царит взаимопонимание и поддержка, обусловленная общими целями, направленными на благополучие данной конкретной семьи. Каждая семья представляет собой микро срез общества, социальный институт, который имеет свои традиции и историю. Семья совместно ведет общее хозяйство, растит общих детей на основе моральных принципов, традиционно принятых в ней и тех, которые объясняются социальной необходимостью.

Общие цели и задачи, кровные связи, в идеале, делают семью для каждого человека тем местом, где отсутствует всякое насилие над ним: физическое, психологическое и сексуальное. Это общность близких по духу и культуре людей, которые всегда готовы поддерживать друг друга в неприятностях и горе и радоваться в случае удач и побед. Все ее члены принимают друг друга без всяких оговорок и условий.

Если не считать вопросов рождения и воспитания детей, с которыми связано будущее человечества как вида, получается, что семья нужна человеку для того, чтобы у него была безопасная среда обитания, способная защитить его от тех опасностей, которые таяться во внешней среде.

Психологам известен такой феномен психики: если человеку трудно, ему надо выговориться, после этого ему становится легче. При этом совершенно не важно, какова степень болезненности переживаний. Т.е. у человека существует физиологическая потребность общения с близкими людьми, с которыми он может не опасаться насмешки или предательства. Тем местом, где его могут выслушать, посочувствовать и поддержать, для него является семья.

Конечно, вы можете возразить, что не во всех семьях так заведено, значит, это положение надо исправлять и к этому стремиться. Ведь, если супруги любят и уважают друг друга, то им не составит никакого труда разделять друг с другом свои переживания и просто мысли. Опыт показывает, что в крепких, счастливых семьях именно такие взаимоотношения и, судя по всему, вопроса: «Зачем нужна семья?» в них ни у кого не возникает.

Совет 6: Зачем нужны месячные

Менструация - основной показатель того, что матка девочки начала подготовку к будущему деторождению. Но в первые несколько лет цикл устанавливается, подстраиваясь под организм подростка. Гормональный фон колеблется. Именно поэтому врачи рекомендуют девушкам беременеть не раньше восемнадцати лет, когда организм будет полностью готов к рождению детей.

Что такое менструация

Менструация - это выделение крови и частичек эндометрия из матки. У каждой взрослой женщины объем крови, выделяемой во время месячных, индивидуален. У некоторых это две-четыре столовые ложки за все время менструации. У других - гораздо больше. Этот фактор зависит от наследственности, наличия некоторых заболеваний, а также способов предохранения от нежелательной беременности. Обычно чрезвычайно обильные месячные бывают у тех, кто болен эндометриозом, имеет полипы в матке, а также пользуется спиралью.
Начало менструального цикла не говорит о том, что девочка может забеременеть. Это только подготовка организма к деторождению. Должны перестроиться кости таза, вырасти грудь, поменяться гормональный фон.

Продолжительность менструации - от трех до семи дней. Чаще всего первые сутки кровотечение достаточно обильно, а потом постепенно стихает. Через двенадцать-четырнадцать дней после первого дня менструации происходит овуляция (процесс отделения яйцеклетки, во время которого она может быть оплодотворена). Если этого не произошло, то через десять-двенадцать дней наступит следующая менструация.

Месячные у взрослой женщины регулярны. Продолжительность цикла индивидуальна, нормой считается частота менструаций через каждые двадцать-тридцать пять дней. На периодичность цикла могут влиять различные болезни, гормональный сбой, стресс. Первые месячные у девочек случаются в одиннадцать-пятнадцать лет. Небольшие отклонения от этого возраста - норма. Они могут быть обусловлены генетически. Кроме того, у худеньких девочек месячные обычно начинаются позже. Для того, чтобы начали работать гормоны, тело должно достигнуть определенного веса.
Врачи-гинекологи до сих пор спорят, вредны тампоны для женского организма или нет. Но для женщин с обильным кровотечением их использование, зачастую, единственный способ избежать протеканий во время месячных.

Зачем нужна менструация

Каждый месяц у взрослой здоровой женщины происходит кровотечение из влагалища. С его помощью матка очищается от старого пористого эндометрия, в который не была доставлена оплодотворенная яйцеклетка. После менструации вырастает новый слой, готовый принять будущего зародыша. И так происходит в течение всего детородного периода.

Если бы эндометрий не обновлялся ежемесячно, очень скоро женщина потеряла бы возможность иметь ребенка. Так как этот пористый слой разросся бы по всей матке, не дав возможность яйцеклетке выйти из фалопиевых труб.

Совет 7: Зачем нужна соль

Несмотря на многочисленные мнения о вреде соли и необходимости ее полного исключения из рациона, научно установленным фактом является ее безусловная необходимость для организма человека.
Потребность организма человека в соли, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, составляет 5 -7 граммов в сутки, в зависимости от веса, возраста, работы человека. Так, люди, занимающиеся физическим трудом, с потом выделяют большое количество соли - поэтому нуждаются в дополнительном ее количестве, а лица с различными заболеваниями почек, гипертонией различной степени - в меньшем ее количестве. Зачем же конкретно нашему организму нужна повареная соль?Хлористый натрий - а именно это химическое название имеет обычная повареная соль - играет значительную роль в метаболических процессах организма. Это химическое соединение является одним из составляющих всех жидкостей организма - крови, лимфы, желчи, слюны, слез, сока, выделяемого желудком. Также оно всходит в состав множества ферментов, в том числе нормализующих минеральный состав клеток.Это соединение - хороший электролит и помогает поддерживать осмотическое давление в клетках и тканях организма. Натрий в этом соединении координирует обмен воды между клетками тканей и межклеточным пространством, помогает различным веществам и элементам, в том числе ионам водорода, проникать через клеточную мембрану. Также этот элемент создает щелочной резерв крови и препятствует ее закислению.Натрий вместе с другим минералом - калием - играют важную роль в проведении электрических импульсов в мышечной и нервной тканях организма, в том числе и сердечной мышцы человека. Хлор входит в состав соляной кислоты, которая является важнейшей частью желудочного сока. Кроме того, этот химический элемент участвует в расщеплении углеводов в организме, т.к. входит в состав пищеварительного фермента амилазы. В нервной системе хлор участвует в процессах торможения нервных импульсов.Хлорид натрия имеет одно очень важное качество - он связывает в тканях и межклеточной жидкости воду. Поэтому при нехватке соли в организме у человека начинаются головная боль, слабость и головокружение в связи с понижением давления. При более сильном понижении концентрации соли в организме наблюдаются расстройства сердечно-сосудистой системы, судороги, нарушения пищеварения, рвота.
Видео по теме

Совет 8: Зачем нужен анализ крови на биохимию

Для того чтобы диагностировать какое-либо заболевание, необходим анализ крови, который полностью отразит состояние организма. Таким является биохимический анализ, он более полный, нежели общий анализ, и позволяет поставить наиболее точный и безошибочный диагноз.

Характеристика анализа

Биохимический анализ – исследование широкого спектра ферментов, органических и минеральных веществ. Этот анализ характеризует обмены веществ в организме человека: углеводный, минеральный, жировой и белковый. Изменения в обменах веществ показывают, существует ли какая-либо патология и в каком именно органе.

Данный анализ делается в том случае, если у врача есть подозрение на скрытное заболевание. Результат анализа выявляет патологию в организме на самом начальном этапе развития, и специалист может сориентироваться с выбором лекарственных средств.

С помощью этого анализа можно выявить заболевание лейкозом на ранней стадии, когда еще симптомы не начали проявляться. В таком случае можно начать принимать необходимые препараты и остановить патологический процесс заболевания.

Процесс забора и значения показателей анализа

На анализ берется кровь из вены, примерно пять-десять миллилитров. Ее помещают в специальную пробирку. Анализ проводят на голодный желудок пациента, для более полной правдивости. Если нет никакого риска для здоровья, рекомендуется не принимать перед сдачей крови лекарственные средства.

Для трактовки результатов анализа используют самые информативные показатели:
- уровень глюкозы и сахара в крови – повышенный показатель характеризует развитие сахарного диабета у человека, резкое его снижение представляет угрозу жизни;
- холестерин – повышенное его содержание констатирует факт наличия атеросклероза сосудов и риска сердечно-сосудистых заболеваний;
- трансаминазы – ферменты, выявляющие такие заболевания, как инфаркт миокарда, поражение печени (гепатит), или наличие какой-либо травмы;
- билирубин – его высокие показатели говорят о поражении печени, массивном разрушении эритроцитов и нарушении оттока желчи;
- мочевина и креатин – их избыток указывает на ослабление функции выделения почек и печени;
- общий белок – его показатели изменяются, когда в организме происходит тяжелое заболевание или какой-либо негативный процесс;
- амилаза – является ферментом поджелудочной железы, повышение ее уровня в крови указывает на воспаление железы – панкреатит.

Помимо вышеперечисленного, биохимический анализ крови определяет содержание в организме калия, железа, фосфора и хлора. Расшифровывать результаты анализа может только лечащий врач, который и назначит соответствующее лечение.

Совет 9: Зачем нужно заниматься спортом

Ребенка с самых ранних лет стоит приучать к занятиям спорту, вселяя любовь к умеренным физическим нагрузкам. Важно, чтобы данная симпатия сохранялась на всю жизнь, ведь, как известно, движение - это жизнь.
Спортивный образ жизни повышает тонус организма, укрепляет иммунитет, дарит красоту, здоровье и долголетие. Естественно, речь идет о любительском спорте, о нормированных нагрузках на организм. Профессиональный спорт достаточно травматичен, он способен в сжатые сроки изнурить человеческий организм.В целом спорт полезен людям всех возрастов. Он помогает не заболеть даже в периоды эпидемий, всегда хорошо себя чувствовать и радоваться жизни. Весомое преимущество спорта заключается в том, что каждый человек может выбрать наиболее привлекательный для себя его вид. Кого-то интересуют командные игры, кто-то выбирает фитнес, катание на коньках или плаванье. Некоторые люди предпочитают заниматься гимнастикой, аэробикой или элементарной зарядкой у себя дома. Самое главное в спорте - это регулярность физических нагрузок. Тогда польза для здоровья будет ощутимой.Занятия спортом способствуют нормальной циркуляции крови, правильной работе всех органов и систем, улучшению обмена веществ. Спорт вкупе со здоровым образом жизни благоприятно отражается на состоянии кожи, волос, ногтей. Он дарит красоту и привлекательность представителям обоих полов. Женщины становятся стройными и подтянутыми, а мужчины - крепкими и выносливыми. Кроме того, занятия спортом усиливают волевые качества личности, закаляют характер.Практикуя спортивный образ жизни, человек никогда не столкнется с гиподинамией - опасной болезнью современности. Для здоровья и долгих лет жизни человеческий организм всегда должен находиться в движении, в тонусе. Важно помнить, что малоподвижный образ жизни неминуемо приближает человека к смерти. Власти любой страны должны уделять повышенное внимание вопросам популяризации спорта среди детского и взрослого населения и не жалеть ни сил, ни средств на развитие спорта.
Источники:
  • зачем нам нужен спорт
Видео по теме
Источники:
  • Физиология системы крови
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500