Совет 1: Зачем нужны двоеточия

Письменная речь полна знаков препинания – особых элементов письменности. Без них трудно понять смысл текста. Если же знаки препинания расставлены грамотно, читатель без особого труда поймет, о чем автор хотел поведать. Иными словами, эти элементы письменности помогают правильно и быстро понимать любой текст. Двоеточие – один из таких знаков-помощников.

Самый популярный случай употребления двоеточия – это ситуация, когда вторая часть предложения являет собой пояснение, дополнение или описание причины первой части:

- «Погода была прескверная: моросил дождь, дул пронизывающий ветер». Тут мы наблюдаем пояснение, что же именно понуждает нас считать погоду скверной.

- «Я разгадал загадку: остров перемещался!». В этом случае идет дополнение, разъясняющее, в чем состоит разгаданная загадка.

- «Любите животных: они – братья наши меньшие». Очевидное указание причины.

Второй по популярности случай употребления двоеточия – использование его в предложении перед однородными членами в качестве обобщающего слова. «В корзинке лежали овощи: помидоры, редис, огурцы, капуста». В этом случае двоеточие можно легко заменить тире.

Третий случай необходимости употребления двоеточия при письме – отделение повествования от прямой речи.
«Андрей Болконский тихо промолвил: «Как здесь все изменилось». В этой конструкции повествование «Андрей Болконский тихо промолвил» отделяется от слов, которые он произнес. То есть тут использовалась прямая речь. В случае использования косвенной речи к помощи двоеточия прибегать не надо. «Андрей Болконский тихо промолвил, что здесь все изменилось». В этом предложении использование двоеточия необоснованно.

Двоеточие также необходимо при вставке в предложение цитаты. «Как сказал Максим Горький: «Человек – это звучит гордо!», и он был прав».

Таким образом, при помощи двоеточия нам удается избегать употребления подчинительных союзов в сложноподчиненных предложениях, а это значит, что они, эти предложения, представляются уже не такими тяжеловесными и трудными для восприятия. Овладение правилами употребления двоеточия помогает совершенствовать языковое мастерство, открывая тем самым широкие возможности для творчества.

Совет 2: Зачем нужны знаки препинания

Знаки препинания служат для установки смысловых отношений между словами в тексте, уточняют структуру предложения. Некоторые знаки несут только смысловую нагрузку, иногда с эмоциональной окраской.

На письме не обойтись без запятых, с помощью них постигается смысл предложения, расставляются эмоциональные акценты. Эти знаки препинания ставятся, когда в повествовании указывается на чередование событий, их одновременность: «Пришел, увидел, победил». В других случаях они привносят в текст эмоциональность: «Тонкая, ранимая душа».

Точка придает выражению законченность. Иногда точка ставится после коротких предложений, объединенных единой картиной, что привносит в текст выразительность: «Поздно. Ветер стал холодный.».

Широко используются в письменной речи и кавычки. С помощью них выделяются цитаты, прямая речь, слова и выражения, употребляемые в условном значении. Употребление кавычек привлекает внимание к слову, высказыванию, предложению, делает акцент на его значении, смысле.

Особое место в пунктуации занимают тире и двоеточие. Оба знака наделены определенными функциями. Иногда их можно встретить в одном предложении, например, при оформлении слов автора и прямой речи. Тире в основном используют для раскрытия содержания. Оно заменяет в предложении пропуски: членов предложения, связки в сказуемом, противительных союзов. Тире как бы компенсирует недостающие слова, сохраняя за ними их место. В последнее время этот знак препинания, зачастую, заменяет двоеточие, особенно в бессоюзных предложениях с присоединением, между однородными членами, что наделяет текст внутренней связностью, уплотненностью. Выбор тире вместо более традиционных знаков препинания: запятой, двоеточия, придает произведению экспрессивность, энергичность. Тире – наиболее емкий, в смысловом отношении, знак препинания, с широким диапазоном действия.

С помощью знаков препинания устанавливаются смысловые отношения в предложении, уточняется структура текста. Выбор знака препинания зависит от манеры изложения, характера текста.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500