Реализм (от лат. realis - существенный, действительный) - направление в искусстве, культивирующее объективную реальность, образ мышления, а также объективистская доктрина в философии.

Бытовой реализм


Когда человеку советуют быть реалистом, обычно имеют в виду трезвое и ясное восприятие действительности. Человек, мыслящий реалистично, должен уметь давать адекватную оценку своей деятельности и происходящему вокруг.

Реализм в литературе

Сам термин «реализм» появился в русской литературе благодаря Дмитрию Писареву, который ввел его в обиход критиков и публицистов. До этого «реализм» использовался Герценом в его философских трактатах. В воззрениях Герцена реализм синонимичен материализму и противопоставлен идеализму.

В реализме действительность изображается такой, какая она есть на самом деле. Без прикрас и с минимумом субъективных вложений - эмоций, импульсивных порывов, чувственного восприятия. Образцами реализма в русской литературе являются работы Пушкина - «Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов», - Лермонтова - «Герой нашего времени», а также Гоголя - «Мертвые души».

Одно из более узких литературных направлений - критический реализм. Здесь наряду с объективным отображением действительности дается подробный критический анализ внутреннего мира человека. Этот метод наиболее характерен для работ Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Чехова.

Реализм в живописи

Понятие реализма в живописи сложно и противоречиво. Как правило, под ним понимают эстетическую позицию, направленную на точную и детальную фиксацию картины действительности.

Зарождение реализма в живописи часто ассоциируют с французским художником Гюставом Курбе, хотя многие живописцы работали в реалистической манере и до него. В 1855 году Гюстав Курбе открыл в Париже собственную выставку «Павильон реализма».

Реализм в философии

Реализм в качестве философского термина употребляется для обозначения направления, постулирующего независимость существования мира от человеческого сознания. В разные времена философский реализм противопоставлялся номинализму, концептуализму, идеализму и антиреализму.