Совет 1: Зачем нужна сила трения

Жизнь, к которой мы привыкли, без силы трения невозможна. Мы двигаемся, стоим на месте, созданные нами предметы не разваливаются на части и не скользят по поверхности, - все это благодаря силе трения.

Сила трения возникает при соприкосновении двух тел относительно друг друга. Она имеет электромагнитную природу и вызвана взаимодействием атомов и молекул друг с другом. Сила трения направлена по касательной к поверхности соприкосновения тел. Ее также называют силой сухого трения и делят на трение покоя, скольжения и качения.

При отсутствии движения предмета на него действует сила трения покоя, которая равна по модулю силе внешнего давления и направлена в противоположную сторону. Если внешнее усилие превышает максимальную величину силы трения покоя для данного тела, то предмет начинает скользить, и возникает сила трения скольжения, которая обычно меньше силы трения покоя. Именно поэтому санки тяжелее сдвинуть с места, чем везти.

Сила трения возникает и при качении предметов. Сила трения качения невелика. Поэтому ее действием часто пренебрегают при несложных физических расчетах. Если тело двигается в жидкой или газообразной среде, то на него действуют сила вязкого трения. Это взаимодействие гораздо слабее, чем при сухом трении. Заметьте, что силы вязкого трения покоя не существует. Вследствие того предмет, погруженный в воду, так легко передвинуть.

Сила трения не всегда препятствует движению. Например, при ходьбе возникает сила трения покоя, направленная вперед. Она препятствует ногам скользить назад, как это происходит, если вы пытаетесь передвигаться по скользкому льду. Сила трения придает ускорение вперед. Подобным образом движутся колеса велосипеда, машины, поезда. На присутствии силы трения основано действие тормозов. В то же время иногда требуется уменьшить трение. Детали механизмов быстро снашиваются благодаря этим силам. В таком случае поможет смазка, которая заменяет силу трения покоя на трение скольжения, гораздо меньшее по модулю.

Совет 2: Зачем нужно трение

Трение – важное свойство, которым обладают все предметы на земле. Если бы не было трения, то жизнь на планете наверняка развивалась бы по какому-нибудь иному сценарию и, возможно, вообще присутствовала бы в другой форме. Привычный для всех мир просто не смог бы существовать.

Без преувеличения можно сказать, что сила трения наравне с силой всемирного тяготения – важнейшие составляющие, обеспечивающие возможность существования земной жизни в ее нынешней форме.

Наверное, всем случалось выходить из дома в гололед. Это как раз тот случай, когда, благодаря капризу природы, трение сильно уменьшается и приходится прилагать массу усилий, чтобы удержаться на ногах. Всем известно, как в таких случаях восстанавливается возможность нормального передвижения. Посыпка тротуаров направлена как раз на увеличение трения.

Представьте себе ребенка, который скатывается на санках с горки. Что случится, если вдруг пропадет трение? Санки просто не остановятся, ведь ничто не будет мешать их движению.

Не будь трения, люди не смогли бы удержать в руках ни один предмет. Стакан просто выскользнул бы из ваших рук при малейшей попытке взять его (если вообще такая вещь существовала бы), а, будучи поставлен на стол, скатывался бы с него при малейшем толчке. То же самое можно сказать и о мебели – столах, стульях, шкафах. Земной транспорт просто не мог бы существовать в нынешнем виде, поскольку колеса машин крутились бы на месте. Люди просто не смогли бы ходить. Можно привести тысячи других примеров, доказывающих, что исчезни трение сегодня, сейчас эта самая сила трения, и привычная жизнь превратилась бы в хаос.

Так от чего же возникает трение? Все предметы имеют микроскопические неровности, бугорки, выступы, впадинки, которые при взаимодействии поверхностей предметов цепляются друг за друга и создают эффект, называемый силой трения.

Во многих случаях люди стремятся уменьшить силу трения. Особенно часто такая потребность возникает в промышленности. Для уменьшения трения в движущихся частях машин и механизмов применяются различные масла и смазки. Это позволяет уменьшить износ деталей и ограничить потребление электроэнергии за счет уменьшения нагревания взаимодействующих поверхностей. Однако избавиться от трения полностью невозможно, да и не нужно.

Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Сила трения
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500