Преподобный Сергий Радонежский, в миру названный Варфоломеем, является основоположником старчества, общежительного монашеского жития (в чем прослеживается преемственность такого образа жизни от основателей Киево-Печерской Лавры преподобных Антония и Феодосия), основателем Великой Троице-Сергеевой Лавры и нескольких других монашеских обителей. Преподобный Сергий был последователем исихасткого учения, заключающегося в умной молитве и стремлении к личностному соединению с Богом. Именно поэтому преподобного также именуют Великим молитвенником и печальником Земли Русской.

Точная дата рождения святого неизвестна. Историки выдвигают две версии – май 1314 года или май 1322 года. Дата кончины праведника – 25-е сентября (по старому стилю) 1392 года.

Родился праведник в Ростовском княжестве в семье святых Кирилла и Марии. В крещении получил имя в честь святого апостола Варфоломея – одного из 12-ти ближайших учеников Христовых. С самого младенства Варфоломей удивительным образом проявил свою волю к постническому воздержанию – по средам и пятницам он отказывался от вкушения молока.

Обучение Варфоломей проходил в школах Ростовского княжества, однако в отличие от своих братьев Стефана и Петра, грамота Варфоломею давалась очень плохо. Из жития святого известно, что отрок много молился Господу о даровании способности к учебе. Молитвы Варфоломея были услышаны. Однажды он встретился с молящимся старцем, которому посетовал о проблемах в учении. Старец дал отроку просфору и пообещал, что в скором времени мальчик будет без проблем постигать науки. Предсказание исполнилось, с этого времени Варфоломей с необычайной легкостью продолжил обучение грамоте.

Еще до достижения двенадцатилетнего возраста Варфоломей начал строго поститься, в среду и пятницу вовсе отказываясь от пищи. В остальные дни мальчик питался хлебом и водой. Особо стоит отметить молитвенный подвиг еще юного отрока. Варфоломей любил продолжительно молиться по ночам.

После получения образования в Ростове Варфоломей с семьей переехал в Радонеж. Желание уединенного монашеского жития уже давно поселилось в сердце юноши, однако исполнить это желание Варфоломей смог только после блаженной кончины своих родителей и погребения последних в Хотьковском монастыре.

После смерти родителей Варфоломей оставил свою наследственную долю брату Петру, а сам вместе со Стефаном отправился на поиски уединенного места для молитвенных подвигов. Найдя подходящее место, братья соорудили там храм во имя Святой Троицы. После этого к братьям прибыли священники с мощами мучеников, антиминсом и прочими святынями, необходимыми для освящения храма.

Вскоре после освящения храма Стефан оставил своего брата. Именно после этого Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергий. Многие слышали об отшельнической и подвижнической жизни святого, поэтому к преподобному стали стекаться люди, желающие монашеского уединения и молитвенного предстояния Богу. Вскоре (предположительно в 1342 году) трудами Сергия и его учеников была воздвигнута монашеская обитель, известная ныне как Троице-Сергеева Лавра. Однако преподобный не был первым игуменом монастыря. Лишь в 1354 году он получил сан священника и стал духовным отцом и начальником обители.

За годы своих подвигов преподобный воспитал многих великих святых. Его ученики сами расходились по России в поисках уединения, основывая многочисленные монашеские общежительные общины.

Преподобный Сергий известен как великий миротворец. Во времена разногласий между князьями он старался примирить последних, взывал к единению и общему стремлению отстоять родную землю, ведь исторически то время известно как тяжелый период татаро-монгольского завоевания. Преподобный Сергий часто встречался с благоверным князем Димитрием Донским. Великий подвижник благословил князя на Куликовскую битву и дал своих монахов Пересвета и Ослябю для участия в сражении.

Великий игумен еще при своей жизни совершал множество чудес. Одним из самых удивительных является воскрешение усопшего. Из жития святого известно, что подвижнику неоднократно являлась Пресвятая Богородица.

Великий монашеский подвиг, любовь к ближнему и Родине, стремление к миротворчеству – все это нашло свое воплощение в жизни святого. Именно поэтому с именем преподобного связывается культурный идеал Святой Руси.

В настоящее время к святому прибегают в своих молитвах по различным нуждам. В православной традиции принято особо молиться этому подвижнику о даровании способности обучения грамоте.