Совет 1: Как не выйти за пределы? Вся правда о кофеине

«Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза», — говорил знаменитый алхимик и врач Парацельс. Как не совершить роковую ошибку и не превысить свой предел. Сегодня поговорим о кофеине.
Подберите свой рецепт
+
-

Было время, когда человеку было вполне достаточно выпить чашку кофе или крепкого чая ранним утром, чтобы окончательно проснуться и бодрым шагом отправиться на работу. Но шли годы, и людям этого стало мало. Сегодня кофеин превратился в навязчивую идею — его потребляют дома, в офисе, за рулем. С ним коротают вечера. В современном мире на это работает уже целая индустрия. Данной проблемой озадачилась британская газета The Independent.

81 чашка сваренного кофе или 317 чашек черного чая — этого достаточно, чтобы умереть. «Свободно и в любых количествах продается чистый кофеин в виде порошка, которым полагается приправлять еду. Одна чайная ложка такого вещества равна 28 чашкам обычного кофе», - пишет журналист газеты. Специалисты бьют тревогу: злоупотребление кофеином в любом виде может повлечь за собой серьезные последствия — от появления симптомов зависимости и ломки до летального исхода.

Что же это за зверь такой — кофеин, и зачем он нужен в природе?

Это вещество - алкалоид, необходимый некоторым растениям для защиты от вредителей. Человек — один из редких видов живых существ, для кого кофеин в умеренных дозах не представляет опасности, а, наоборот, стимулирует активность мозга, повышает физическую и умственную работоспособность. Однако большие дозы могут привести к истощению нервных клеток. Итак, как не перейти эту грань, сохранив и бодрость духа, и здоровье?

Немного научных фактов. В январе 2015 года Европейское управление по контролю безопасности продуктов питания (EFSA), опубликовало предварительные результаты "Научного исследования по вопросам безопасности кофеина". Основные выводы европейских ученых свелись к следующему: безопасная разовая доза кофеина для взрослых - 3 мг на 1 кг веса. Умеренные однократные дозы кофеина не приводят к клинически значимым изменениям давления, кровотока миокарда, гидратации или температуры организма. В общей сложности в исследовании приняли участие 66 531 человек.

Служба по контролю за качеством продуктов питания и лекарственных средств[1] (Food and Drug Administration) США и Международный информационный совет по продуктам питания дают следующие колебания кофеина в одной чашке. В 150 мл напитка из обжаренного в зернах кофе содержится от 80 до 115 мг этого вещества, в том же количестве растворимого кофе - 65-71 мг, а в эспрессо (порция объемом 37 мл) – около 75 мг. Содержание кофеина напрямую зависит от крепости заваренного напитка. Аналогичная ситуация и с чаем – так, пакетик чая, который держат в кипятке в течение одной минуты, содержит около 17 мг кофеина, через три минуты в чашке становится уже 38 мг, а через пять минут – 47 мг[2].

В соответствии с рекомендациями регулирующих органов в России потребление кофеина в сутки не должно превышать 150 мг, это в среднем одна-две чашки натурального зернового кофе или две-три чашки растворимого. Столько же кофеина содержится в 3-4 чашках черного чая или в 4-5 чашках зеленого. 

Кроме кофе и чая, кофеин содержится в шоколаде. В стограммовой плитке темного шоколада (45-59% какао) - около 43 мг, молочного — 20 мг[3].

Ну и многих особо волнует вопрос о содержании кофеина в газированных напитках типа кола. Конечно, особенности и пропорции ингредиентов в рецептуре производителями не разглашаются, но данные, которые касаются здоровья человека, — открыты для всех. Например, доля кофеина в Coca-Cola - менее 13 мг на 100 мл. Несложно подсчитать, что для того, чтобы переборщить с кофеином, нужно выпить чуть больше литра этого напитка за день. Такая низкая концентрация кофеина связана с тем, что он используется лишь как вкусовая добавка, придающая напитку столь любимую ценителями кофе горчинку.

Итак, в основе здорового питания лежит чувство меры. Вы легко можете подсчитать, сколько кофеина в день употребляете, сложив количество выпитых за день чашек кофе, банок газировки или съеденного шоколада.

И конечно, прислушивайтесь к своему организму. Он — лучший советчик. Сохраните его здоровым, и он ответит вам приливом энергии и молодостью на долгие годы.

________________________________________________________________________

[1]Lecos C. The latest caffeine scorecard. FDA Consumer, March 1984; International Food Information Council, IFIC

[2] Мюррей Карпентер, «На кофеине», стр. 42

[3] http://ndb.nal.usda.gov/ndb/search/list?qlookup=19902

Материал подготовлен при информационной поддержке TCCC. 

Совет 2: Правда и мифы о шоколаде

Шоколад - любимый многими продукт, который помогает обрести хорошее настроение и даже похудеть. Вкусное лакомство можно сделать самостоятельно или приобрести готовое в магазине, главное - проверить качество продукта, изучив информацию на упаковке.

Вокруг шоколада много мифов и недомолвок. Например, распространено мнение, что от него полнеют. Употребляйте не больше 100 г вкусного продукта в день, тогда это не отразится на состоянии фигуры. Кроме того, это отличный способ поднять себе настроение, поскольку в нем есть аминокислоты, стимулирующие выработку гормонов счастья - серотонина и эндорфина.

Шоколад не вызывает аллергии, если появилась реакция в виде высыпаний на коже или зуда, скорее всего, от добавок - орехов или изюма. Благодаря антиоксидантам-полифенолам сладкое лакомство полезно для мозга, оказывает влияние на скорость мыслительного процесса. Какао-масло обволакивает зубы защитной пленкой и не дает образоваться кариесу.

Обратите внимание на упаковку, когда покупаете продукт. Качественный шоколад изготавливается только из какао-масла. Разоблачить подделку можно с помощью нехитрого приема. Натуральный шоколад хрустит при надламывании и быстро тает во рту. А на изломе должна присутствовать ярко выраженная матовость.

Кофеин натурального какао способствует расщеплению жиров. В салонах красоты распространено шоколадное обертывание, что помогает бороться с целлюлитом и лишним весом. Смешайте 250 г какао порошка без сахара и 200 г теплого молока. Нанесите на кожу, обмотайте пленкой и держите 20-40 минут. Для стойкого эффекта необходим курс из 7-10 процедур.

Сделайте авторский шоколад самостоятельно. Возьмите наполнители: орехи, цукаты, изюм. Растопите плитку шоколада, нагрейте до 41 градуса, охладите до 27-29, а затем снова доведите уже до 32 градусов. Добавьте наполнители, перелейте массу в форму, встряхните, чтобы избежать пузырьков. Оставьте на 10-15 минут, а затем можете употреблять.

Совет 3: Как не заснуть за рулем

Сонный водитель за рулем опасен и для себя, и для пассажиров, и для других участников дорожного движения – достаточно задремать на совсем короткое время, чтобы машина потеряла управление. Уснуть за рулем могут заставить переутомление, монотонная дорога, длительное невысыпание. Иногда водителя может клонить в сон после обильного обеда или в результате приема некоторых лекарств. Существуют способы борьбы с опасной сонливостью за рулем.
Инструкция
1
По возможности не отправляйтесь в долгий путь, если чувствуете утомление или не выспались. Порой даже короткого (час-полтора) сна достаточно, чтобы почувствовать бодрость. Особенно важно отдыхать перед ночными поездками. Учитывайте собственные биоритмы – если ваша активность ежедневно падает примерно в одно и то же время, не планируйте поездки в этот период.
2
В дальней поездке старайтесь регулярно останавливаться. Как только почувствуете признаки утомления – снижение концентрации, желание закрыть глаза – немедленно остановитесь и попытайтесь подремать 15-20 минут или, напротив, выйдите из машины и энергично подвигайтесь, попрыгайте, походите, умойтесь прохладной водой.
3
Если вы едете не один, попросите попутчика разговаривать с вами, задавать вопросы, не отвлекая от дороги, но и не давая уснуть. Если вы заметили, что ваш пассажир начинает дремать сам, постарайтесь пересадить его на заднее сиденье, иначе вид спящего человека и его мерное дыхание усыпят и вас.
4
Кофе и энергетические напитки – отличный способ поддерживать бодрость достаточно долго, но с ними важно не переусердствовать – большое количество кофеина угнетает нервную систему, снижает способность к концентрации, повышает давление и оказывает пагубное влияние на сердечно-сосудистую систему. Чтобы кофе лучше действовал, его лучше не пить сразу помногу, а часто прихлебывать по глотку.
5
Музыка способна как разогнать дремоту, так и, напротив, усыпить вас. Лучше всего включать радио, чтобы музыкальные композиции перемежались рекламными паузами и разговорами радиоведущих. Если заметили, что засыпаете и под музыку, начинайте подпевать.
6
Откройте окно или включите кондиционер – если вам будет прохладно, вы вряд ли сможете уснуть за рулем, к тому же свежий воздух отлично бодрит. Постарайтесь поменьше курить, иначе чувство усталости только усилится. Хорошо помогает взбодриться растирание ушей и ладоней, легкий массаж воротниковой зоны.
Видео по теме
Совет полезен?
Помогают не заснуть семечки, сухарики с острым вкусом, кислые леденцы.

Совет 4: Как уснуть ночью

Бессонница негативно сказывается на нервной системе, отнимает много сил. Поэтому глубокий, крепкий и полноценный сон жизненно необходим каждому человеку. За ночь организм обновляется, отдыхает и восстанавливается. Но нередко случается так, что ночью невозможно сомкнуть глаз.
Вам понадобится
  • - мед;
  • - молоко;
  • - отвар пустырника, мяты или боярышника.
Инструкция
1
В современном мире бессонница становится довольно популярной проблемой, причем не только у пожилых людей, но и у молодежи. Если вы все чаще сталкиваетесь с данным недугом, необходимо обратиться за консультацией к врачу. Ни в коем случае не принимайте снотворное. Бессонница может быть следствием гипертонической болезни, депрессии, заболеваний щитовидной железы. Снотворное в этом случае только заглушит симптомы заболевания.
2
Непозволительно пить на ночь кофе даже людям, не страдающим бессонницей. Кофеин обладает бодрящим эффектом, вызывает состояние тревоги, становится причиной плохого сна. Спиртное также не является способом для расслабления перед сном. Неплохо принять теплую ванну на ночь и почитать хорошую книгу. Чтобы уснуть ночью, рекомендуется выпить стакан теплого молока или же съесть ложечку меда и запить теплой водой. Хорошо помогают от бессонницы отвары боярышника, мяты и пустырника.
3
Постарайтесь максимально расслабиться, выключите свет. Если вы о чем-то беспокоитесь или напряжены – выполните дыхательные упражнения. Лягте на спину и закройте глаза, сосредоточьтесь на своем глубоком и медленном дыхании в течение нескольких минут. Вначале вам может показаться это трудным, однако постепенно будет становиться все легче. Мысли будут роиться в вашей голове, чем дольше вы будете концентрироваться на дыхании, тем меньше их останется.
4
Приоткройте окно, впустите в комнату свежий воздух. Желательно, чтобы в спальне было прохладно. Если вы мерзнете, тогда лучше укутаться одеялом. Не забывайте о народной мудрости, которая гласит примерно так: держите ноги в тепле, голову в холоде, а желудок в голоде. Возможно, что бессонница возникает из-за недостаточного количества магния в крови. Дефицит этого вещества провоцирует бессонницу. В данном случае нужно начать препараты магния, предварительно проконсультировавшись со специалистом.
Видео по теме

Совет 5: Как не заснуть за рулем?

Наверняка каждый автомобилист хоть раз сталкивался с сонливостью за рулем. Стоит ли говорить, насколько это опасно? Как с ней бороться?
Инструкция
1
В пути старайтесь не смотреть долго в одну точку, а время от времени переводить взгляд на обочину дороги, панель приборов, или, скажем, попутчика справа от вас. Разговоры с попутчиком, кстати, тоже хороший способ не заснуть.
2
Если вам часто приходится сталкиваться с такой проблемой, то можно задуматься о приобретении специального "противосонного" электронного устройства. Оно крепится на ухо и будит водителя, если его голова наклоняется - знак, что он засыпает.
3
Некоторые автолюбители для борьбы со сном пьют энергетики, но соблюдайте меру, и больше двух банок за раз не пейте. Кофеин, который содержится в энергетических напитках, конечно возбуждающе действует на центральную нервную систему, стало быть, уснуть не получится, но с ослаблением его действия, человека начнет еще сильнее клонить в сон.
4
В пути можно включить в автомобиле магнитолу, причем, лучше радио, потому что музыка там подается вперемежку с рекламой и словами диктора, то есть, отсутствует усыпляющая монотонность.
5
Если вы чувствуете, что сон все-таки не отступает, то, возможно, есть смысл ему не сопротивляться, иначе вы можете даже не заметить, как уснете. Может стоит остановиться и некоторое время поспать? Ведь даже 10-15 минут сна хватит, чтобы справиться с сонливостью хотя бы на ближайший час.
Видео по теме
Обратите внимание
Имейте в виду, что в слишком теплой машине вероятность заснуть намного выше.
Источники:
  • RunetTest.ru
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500