1. Уважение и вежливость к пациенту со стороны работников лечебного заведения. Исключением может стать только угроза карантина или эпидемия. Также некоторые ограничения касаются психически больных граждан.

2. Право выбора лечащего врача. Это касается лечебных и профилактических заведений, а также выбор семейного врача или участкового врача. Как правило, наши соотечественники почти не пользуются этим правом. На самом деле, каждый гражданин имеет право отказаться от своего лечащего врача, который закреплен за конкретным участком, и выбрать другого.

3. Пациент должен проходить медицинское лечение только в надлежащих условиях, соответствующих санитарным нормам. Увы, в сельских медучреждениях эти нормы часто не соблюдаются.

4. Если пациент пожелает, могут быть привлечены специалисты из других учреждений.

5. Пациент вправе рассчитывать на облегчение боли, которое связано с хирургическим вмешательством или болезнью, имеет право на обезболивающие препараты или анестезию.

6. Информация, касающаяся здоровья человека, а также самого факта обращения в лечебные заведения строго конфиденциальна. Без согласия пациента врач не имеет право сообщать информацию даже родственникам. Как правило, в наших больницах это практически никогда не выполняется.

7. Пациент должен быть осведомлен о том, какое лечение ему было назначено врачом. Если речь идет о медицинском вмешательстве, оно не должно осуществляться без согласия пациента. Если пациент находится в ненадлежащем для принятия решения состоянии, например без сознания, право выбора предоставляется его близким родственникам.

8. Пациент может не пользоваться услугами медицинского вмешательства.

9. Пациент имеет право о состоянии своего здоровья знать все, до мельчайших подробностей. Единственное исключение – психически больные пациенты. Также предоставляется право выбора, сообщать ли третьим лицам (например, родственникам) о заболеваниях.

10. Пациент может получить лечебные услуги за счет, компенсируемый страховой компанией, с которой у него заключен договор.

11. Пациент может рассчитывать на возмещение причиненного в процессе оказания медицинской помощи ущерба, если таковой имеет место быть. То есть, если вы стали жертвой врачебной ошибки или некомпетентности, можно обращаться в суд и требовать возмещение.

12. Вне зависимости от состояния здоровья пациента, к нему должны допускать адвоката или иное лицо, призванное защищать права. Этот пункт соблюдаются во всех российских лечебных заведениях.

13. В случае необходимости к пациенту должны допустить священника, который сможет провести важный для пациента обряд. В некоторых случаях допустимо выделение отдельного помещения для проведения всех манипуляций.

Если хотя бы одно из прав пациента было нарушено, он может обратиться к руководству заведения или в специальные медицинские ассоциации, в крайнем случае – в судебный орган. Свои претензии необходимо выражать в письменном виде.