Празднование Успения Пресвятой Богородицы, совершаемое большей частью православных Церковей 28-го августа по новому стилю, является последним великим двунадесятым праздником в церковном календаре. Этот день "венчает" собой весь богослужебный год православных торжеств.

Евангелия не рассказывают о смерти (успении) Божией Матери. В Священном Писании содержиться повествование о том, что после распятия Христа Богородица проживала с апостолом Иоанном Богословом, пребывая вместе и с другими учениками Христовыми в молитвах. Присутствовала Божия Матерь и в день Сошествия Святого Духа на апостолов. Умолчание Евангелий о подробностях успения Богородицы можно считать одной из причин того, что сам праздник появляется в христианской традиции достаточно поздно - в V - VI веках.

В V веке праздник торжественно начал отмечаться в Сирии под названием "Память Блаженной", в VI веке торжество было переименовано на "Праздник кончины Божией Матери".

События смерти Богородицы описываются в некоторых апокрифах. Однако Священное Предание Церкви сохранило не всю информацию из подобных источников, так как во многих случаях авторство апокрифических текстов доподлинно не установлено, оттого и само содержание может казаться сомнительным. Из благочестивого христианского предания известно, что на момент смерти Богородица пребывала в Иерусалиме. Она часто посещала Голгофу и гроб Господень для молитвы. За три дня до кончины Девы Марии ей явился архангел Гавриил, оповестивший о скорой мирной и блаженной смерти. Архангел передал Богородице "райскую ветвь" и повелел нести ее перед гробом при погребении. В настоящее время в богослужении сохранилась традиция на чине погребения Богородицы шествовать перед плащаницей Девы Марии с цветами и "райской ветвью".

Спустя три дня после явления архангела Богородица мирно отошла ко Господу. Перед смертью Дева Мария молилась о том, чтобы на ее погребении присутствовали все апостолы. Чудесным образом Господь исполнил ее просьбу. На погребение собрались все апостолы, кроме апостола Фомы. Когда же апостолы приближались к месту успения, они услышали ангельское пение, которое продолжалось в течение трех дней по смерти Девы Марии. 

Перед погребением Богородицы апостолы сообщили о торжественной процесии первосвященникам. Тело Божией Матери пронесли по Иерусалиму и погребли в гробнице рядом с родителями Богородицы Иоакимом и Анной и Иосифом Обручником (в Гефсимании). Однако первосвященники попытались воспрепятствовать самому похоронному шествию, но совершилось чудо - облако спустилось на похоронную процессию, и как-бы оградило шествующих от первосвященнической стражи. Однако один из первосвященников приблизился ко гробу Богородицы и рукой хотел опрокинуть одр, но его руки тут же были отсечены невидимой силой. Впоследствии этот первосвященник стал христианином. Его имя - Афония. После погребения Божией Матери апостолы завалили вход в пещеру камнем и удалились с молитвой ко Господу.

На третий день после смерти Богородицы в Иерусалим явился апостол Фома. С прочими учениками Христовыми Фома отправился ко гробу для поклонения Деве Марии. Однако, когда отвалили камень от гробницы, тела Богородицы не нашлось. Господь чудесным образом взял Богородицу на небо в уверение всеобщего воскресения. В гробнице остались только погребальные пелены и распространилось благоухание. В этот же день вечером Богородица явилась святым апостолам и возвестила им чудесную новость о том, что она сама будет с человеческим родом во все дни до скончания века. Именно такое радостное обетование заступничества Богородицы после смерти нашло свое отображение в главном песнопении праздника тропаре :" В рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси Богородице".

Особое почетание этого праздника нашло свое отображение в православной культуре. В частности во многих православных Церквях воздвигнуто множество храмов, освященных в честь Успения Пресвятой Богородицы.