Первого сентября ребятишки бегут с радостью не в школу, а на встречу с друзьями. Но проходит несколько дней и на школьников обрушивается усталость, они уже не торопятся на занятия, их трудно поднять с постели рано утром. По мнению специалистов, так выражается «синдром 1 сентября». Этой «болячке» подвержены все школьники, и первоклашки, и старшеклассники. Дело в том, что возвращение к занятиям после каникул длиною в 3 месяца – это сильнейший стресс. Провоцируют его такие факторы:

  • Опасения по поводу того, что весь изученный в прошлом году материал забыт.
  • Страх быть отвергнутым коллективом.
  • Волнения из-за того, как сложится встреча с педагогами, не будут ли введены какие-то изменения, о которых не было сказано в конце прошлого года.
  • Тревога о том, что снизятся оценки (ведь все изученное ранее забыто).
  • Стресс от длительного расставания с родными – этот синдром присущ, как правило, первоклассникам и тем, кто поменял школу.

Прислушайтесь к своему ребенку. Почему он стремится в школу в конце августа? Ему не терпится поделиться впечатлениями о летних приключениях, новых знакомствах, увиденном и услышанном за время каникул. И никто из детей не мечтает поскорее засесть за учебники и тетради. Верно?

Уже в конце первой недели праздничная эйфория проходит, все новости рассказаны и узнаны. К ребенку приходит осознание того, что наступило начало учебного года, впереди очень много работы. И наступает «синдром 1 сентября»! Задача родителей состоит в том, чтобы максимально сгладить это резкий переход, обеспечить комфортную подготовку детей к школе.

Как узнать «врага»

  • Признаками «синдрома 1 сентября» служат:
  • нервозность и капризность ребенка,
  • быстрая утомляемость и отказ слушаться родителей,
  • нежелание говорить о школе,
  • ребенку трудно сосредоточиться во время выполнения школьных домашних заданий,
  • беспокойный чуткий сон,
  • потеря аппетита или чрезмерное желание есть много и постоянно, особенно сладкое,
  • частые жалобы на головную боль.

В этот сложный для ребенка период нельзя обвинять его в безответственности и лени, ругать за низкие оценки, сравнивать с другими детьми, унижать и проявлять нетерпение к его поведению. От того, как пройдет адаптационный период начала учебного года, зависит не только его успешное окончание, но и жизнь вашего чада – помните об этом.

Как обеспечить комфортную адаптацию к новым условиям

Во время каникул детям предоставляется максимум свободы, режим не соблюдается, все силы родителей, бабушек и дедушек направлены на то, чтобы чадо отдыхало. Дети очень быстро и легко переходят на этот режим, а вот подготовка к школе вызывает у них негативные эмоции и любящие родители стараются как можно дальше отодвинуть это «дело».

Большинство из нас считают, что детская психика перестраивается очень быстро и будет достаточно 2-3 дней, чтобы он вошел в рабочий режим. Но это далеко не так! Ребенку нужно 15-20 дней, чтобы подготовиться к началу учебного года. Длительность зависит от склада характера и темперамента. Меланхолики легко ранимы, болезненно переживают даже малейшие неудачи, но сильные эмоции скрывают. Холерики – бурно выражают свое настроение, рвутся «в бой», но быстро сгорают и переключаются на другое дело.

Особое внимание нужно уделить тем детям, которые преодолевают рубеж – идут в первый класс, переходят в 5-ый или 10-ый. Меняется режим, преподавательский состав, увеличивается физическая и эмоциональная нагрузка. Важно запастись терпением и проявить максимум такта к детям в этот период.

Всегда готов?

Начинать думать о подготовке детей к школе нужно уже в середине каникул. Пусть спутниками развлечений и свежего воздуха станут соблюдение режима и правильное питание. За месяц до начала учебного года нужно постепенно увеличивать время сна – укладывать и будить ребенка раньше.

Чтение книг – пусть это занятие станет обязательным, но заставлять нельзя. Введите ежедневное чтение интересной литературы, пусть даже онлайн, но чтобы ребенок читал. Время чадо должно выбрать самостоятельно.

Первоклашки – трудности периода

Труднее всего дается начало учебного года первоклашкам. Не нужно заставлять малыша дополнительно заниматься после уроков. Не настаивайте на посещении кружков и секций, позвольте ему много гулять и играть в активные игры после школы. Но если ребенок хочет пойти на занятия танцами, борьбой или рисованием, не препятствуйте. Просто следите за тем, чтобы они не утомляли и не отвлекали от школьной программы.