Совет 1: Смысл китайской чайной церемонии Кун Фу Ча

Именно из Китая в западные страны пришло искусство чайной церемонии. Каково значение Кун Фу Ча, настоящей китайской чайной церемонии, которая до сих пор для многих остается чем-то таинственным и непостижимым?
Подберите свой рецепт
+
-

Пожалуй, ни в одной стране мира не уделяли столько внимания церемонии употребления чая, как в Китае, который научил весь мир пить чай осознанно. Традиционная китайская чайная церемония - это квинтэссенция философии и традиций, наследие многовековой восточной мудрости.

  • Один из важнейших идеологических элементов чайной церемонии — это проявление уважения к предкам. Китайское традиционное общество с большим питететом относится к старшему поколению, поэтому на любой чайной церемонии стоит выразить почтение перед старшими, предлагая им напиток в первую очередь. Во время чайной церемонии соблюдается строгая иерархия по возрасту и социальному положению.
  • Еще одно значение чайной церемонии — возможность сплотить семью. Действительно, хорошо заваренный чай способен собрать вокруг себя всю семью, каждый из членов которой будет наслаждаться изысканным вкусом напитка. Чаепитие — важнейшая часть семейных встреч в Китае, такие церемонии подтверждают сохранение семейных ценностей в традиционном китайском жизненном укладе.
  • Кроме того, чай в Китае несет в себе значение извинения и благодарности. Если вы хотите действительно выразить искреннюю благодарность, возьмите хороший выдержанный чай, а затем преподнесите его в подарок нужному человеку. Наливая кому-либо чай, вы демонстрируете раскаяние, покорность, это символ определенного извинения и примирения.
  • Без чайной церемонии не обходятся и большие традиционные свадьбы. С помощью чая происходит знакомство семей жениха и невесты, чай примиряет их друг с другом, каждый член семьи получает свою чашку с чаем, а согласие на чаепитие символизирует согласие на брак жениха и невесты.

Настоящая чайная церемония Кун Фу Ча длится не менее часа, а иногда и около двух часов. Во время церемонии нельзя отвлекаться на внешний мир, чтобы в полной мере насладиться созерцательной атмосферой церемонии и чайным ароматом. Для того чтобы телесный дискомфорт не мешал наслаждаться чаем, опытные мастера не рекомендуют отягощать организм обильной едой перед церемонией. Тем не менее, на голодный желудок чай пить также не рекомендуется. Достаточно легкого ужина.

По окончании чайной церемонии вы ощутите глубокое спокойствие, настроитесь на философский лад, снимете напряжение, получите действительно незабываемые впечатления и эмоции.

Совет 2: Секреты китайской чайной церемонии

Уникальная и завораживающая своей неторопливостью и внутренней гармонией чайная церемония ежегодно заставляет стекаться в Китай тысячи туристов со всего мира. Принять участие в чаепитии и прикоснуться к многовековой культуре народа – дорогого стоит.
Родиной чая справедливо считают Китай. Историки обнаружили первые упоминания о китайском чае почти 5 тысяч лет назад. В Китае выращивают различные сорта чая, включая черный, зеленый, красный, белый и желтый.
Китайцы круглый год пьют чай, так как этот напиток приводит организм в тонус и утоляет жажду, особенно в жаркое время года. Особое отношение китайского народа к чаю породило целую национальную церемонию.

Чайная традиция

В древности чай был привилегией знатных китайцев, для остальных слоев населения он был доступен только в виде лекарства. Позже благодаря высокой урожайности чай стал одним из самых распространенных напитков. Тогда же и зародилась церемония заваривания и приема чая.

Суть чайной церемонии заключается в заваривании собранных и бережно сохраненных листов таким способом, чтобы обнаружить все их вкусовые и ароматические ноты. Чайная традиция — это еще и медитация. Так, заваривать чай нужно с особым настроением и полной внутренней гармонией. Чайная церемония отличается своей неторопливостью и изяществом.

Предметы церемонии

Проводят чайную церемонию под звуки негромкой приятной китайской музыки, которая напоминает мелодичные переливы колокольчиков. В традиции заваривания чая принимают участие специальные глиняные предметы чайного убранства: чайничек, чашечки и чахай.

Последний представляет собой промежуточное звено между заварочным чайником и чашкой. Перед тем как напитку попасть в чашку, чай обязательно наливают в чахай, который по форме напоминает маленький графин без крышки. Чахай призван сделать чай однородным, то есть, по цвету и вкусу напиток не будет отличаться в первой и последней чашках.

Процедура

Китайский ритуал чаепития начинается с кипячения воды. Вода непременно должна быть из родника. Как только вода начинает закипать, ее сразу же снимают с огня. Затем берется щепотка заварки, которую помещают в специальную коробочку.

Перед тем как насыпать чайную заварку, глиняный чайничек нагревают на огне. После добавления кипятка чайник необходимо накрыть крышкой и обернуть полотенцем. Потом его начинают неторопливо раскачивать, пока напиток в чайнике не начнет выделять приятный аромат.

Первую пробу чая китайцы не снимают. Эта жидкость используется ими для ополаскивания чайной заварки и разогрева чайных чашечек. Теперь чайная церемония может считаться выполненной, и начинается сам процесс чаепития.
Глубокий вдох аромата чайной заварки должен настроить на определенный лад.

Мало кто знает и понимает, что секрет китайской чайной церемонии вовсе не в особенном чае и технологии его приготовления, а в самом процессе чаепития, умиротворении тела и духа, неторопливой созерцательности и медитативности с кружкой живительного напитка.
Видео по теме

Совет 3: Как возникли чайные церемонии

Существуют ритуалы, делающие жизнь более богатой и насыщенной, ритуалы, которые требуют особых знаний и ответственного подхода. К таким ритуалам относится чайная церемония, заменить которую не сможет ни один быстро завариваемый чайный пакетик, ведь, согласитесь, целую философию жизни нельзя упростить до обычного приема жидкости.
Чайная церемония - явление весьма распространенное для азиатских стран. Ее своеобразные каноны традиционно соблюдаются в Японии, Корее, на Тайване, однако истинным родоначальником великой чайной культуры по праву считается древний Китай, в котором процесс заваривания был превознесен до уровня познания и ощущения вкуса самой жизни.

Мир в каждой чаинке

Считается, что появился этот обряд в пятом веке нашей эры благодаря буддийскому монаху, пытающемуся бороться со сном во время очередной медитации посредством заваривания листьев чая.

По другой версии, основоположником древней традиции стал Лао-Дзы, древнекитайский философ. Культура распития золотистого лечебного напитка традиционно использовалась монахами как особый духовный ритуал, доступный любому, независимо от статуса в обществе. С тех пор чайная церемония обросла многочисленными стихами, картинами, посвященными исключительно этому обряду. Сам чай воспринимался китайцами как некий фармацевтический эликсир, о чем сохранилось немало трактатов и иных документальных подтверждений.

Пик становления традиции распития чая относится к 7-11 векам, ассоциирующимися с годами максимальной популярности чан-буддизма, считавшего чайный напиток эликсиром здоровья, панацеей от болезней пищеварительной системы, средством снятия головной боли, боли в суставах, недомогания и отличным способом погрузиться в процесс ночной медитации.

Этапность церемониала

Все этапы чайной церемонии описаны в «Книге чая», принадлежащей к той же эпохе и являющейся творением китайского поэта Лу Юй. Она посвящена основам самовоспитания внутренней морали, нравственности и культуры. В книге приведены основные способы сбора, обработки и дальнейшего заваривания и распития чая при помощи 18 основных инструментов.

По мере доступности чайного напитка для широких масс и распространения буддизма, чайная церемония постепенно достигла границ Тибета и древней Японии и уже к 13 веку стала символичным обрядом самураев, знати и простого населения. Со временем стали появляться особые «Чайные домики», снабженные специальной керамической посудой, и уже к 16 веку употребление чая превратилось в особый ритуал любой духовной практики, наделенным неким тайным смыслом.

Интересно, что в 18 веке в Японии широкое распространение получили особые «Чайные школы», в которых под строгим руководством мастеров получали навыки организации сложной чайной церемонии. Через многие века к нам дошли 7 основных типов обрядов, которые необходимо знать всем, кто желает в полной мере овладеть древним искусством. К ним относятся особые манипуляции на рассвете, утром, в полдень, обряды, производимые в ночное время, вне времени, распитие чая со сладким и заваривание для внезапно появившихся гостей.
Видео по теме

Совет 4: Как появилась и проводилась чайная церемония в Японии

Чайная церемония в Японии – это особый ритуал совместного чаепития. Зародился данный ритуал в средние века и продолжает существовать в наше время.

История

Первые чайные ростки завез в Японию Йесеи Миоан, буддистский монах. Ранее такие церемонии не выходили за пределы императорского двора и буддисткой церемонии. Со временами менялся ритуал чаепития, но никогда не менялось глубокое уважение к напитку. Чайную церемонию разработал Мурот Дзюко в начале 15 века. После его традицию продолжил Дзео Такэно, добавив к ней чайные домики и керамическую посуду. Ученик Дзео Такэно Сэн-но-Рикю добавил ко всему и чайный этикет. Было определено, о чем можно говорить, какие вести беседы при чайной церемонии. После чего такое мероприятие с распиванием чая превратилось в маленький спектакль с декорациями и беседами.

Домик для чайной церемонии

Чайный домик должен располагаться в саду. Гости, перед тем как пройти в домик оставляют свои вещи, снимают обувь, головные уборы в специальных помещениях. Перед домиком расстилается каменная дорожка, которая похожа на горную дорогу. Перед самым входом в домик находится колодец с водой для омовения. Сам же домик выглядит просто, но в тоже время необычно. Вход в него очень низкий. Это сделано для того, что при входе человек как бы кланяется. Означает, что все мирские заботы нужно оставить за порогом.

Проведение церемонии

Посуда для чаепития самая простая, керамическая, грубой обработки и ничем не украшенная. В набор входят шкатулка, чайник, чаша для общего питья, ложка. Когда гости вошли в домик, вода для чая уже греется. Хозяин домика встречает гостей снаружи, а в домик входит последним. Гостей до чаепития угощают легкой едой. После ее принятия гости выходят на улицу размяться. После чего снова возвращаются для совместного чаепития. Хозяин, молча, готовит чай, а гости вслушиваются в звуки. После чего хозяин кланяется и передает чай почетному гостю. Чашу гость берет правой рукой, ставит на левую руку, кивает следующему гостю. Так чаша делает круг. Следующим этапом чайной церемонии является беседа. Обсуждаются не повседневные темы, а изречение, написанное на свитке. Когда беседа завершена, хозяин кланяется гостям и покидает домик.

Совет 5: Как правильно заваривать пуэр

Пуэр – это элитный китайский чай, вкус и аромат которого по достоинству сумели оценить не только гурманы, но и чаеманы-любители. Одни ценят этот удивительный напиток за его особый вкус и бодрящий эффект, другие же – за лечебные свойства. Но чтобы не испытать разочарования от первой «встречи» с этим необыкновенным представителем чайного семейства, пуэр нужно правильно заваривать.

Для заваривания пуэра используйте мягкую профильтрованную воду. Чтобы смягчить воду, поместите в нее шунгитовые камни и дайте постоять сутки: такая вода не только станет мягче, но и очистится от вредных примесей. Чтобы провести Гунфу Ча (так называется чайная церемония) по всем правилам, вам необходимы будут специальная посуда и аксессуары. Во-первых, это гайвань – своеобразная кружка с крышкой и широкими бортиками, а также блюдцем. В этой посуде можно заваривать чайный напиток и даже пить его. Если гайвани у вас нет, не беда: эту «кружку» можно заменить фарфоровым или стеклянным чайником для заваривания или же, в крайнем случае, чашкой с блюдцем. Во-вторых, понадобится чахай – небольшой кувшинчик, куда переливают пуэр после его заваривания. Благодаря использованию этого сосуда, в чашке каждого гурмана чай будет одинаковой крепости, вкуса и аромата. Также для чайной церемонии нужен чайник для кипячения воды, термос, ситечко для фильтрации и небольшие чашки или пиалы. Как правило, для 100 мл гайвани или заварочного чайника берут 7-10 г сухого чая. Перед завариванием пуэра сухую заварку нужно промыть. Этот этап обязательный. Он позволит очистить сырье от пыли и «грязи». Следующий этап – прогревание всей посуды, которая будет задействована в Гунфу Ча. Доведите воду до кипения (но не кипятите ее) и ополосните чайную посуду. Оставшуюся горячую воду перелейте в прогретый термос: так она надолго сохранит свою высокую температуру. Промытую заварку поместите в гайвань или заварочный чайник и залейте кипятком. Не настаивайте напиток: тут же слейте настой. Эта «заварка» - дополнительная промывка чая от пыли. Да и к тому же под воздействием горячей воды чайный лист начинает раскрываться. Используйте этот настой для того, чтобы омыть чахай и пиалы. Накройте гайвань и дайте распаренному чаю «пропариться» в течение 40-50 секунд. После залейте заварку горячей водой. Оптимальная температура воды для заваривания Шу пуэра – 98 градусов, для заваривания молодого Шэн пуэра – 80-90 градусов, а для выдержанного Шэн пуэра – 85-95 градусов. Дайте чаю настояться в течение 30 секунд и перелейте его в чахай. Заваривать пуэр можно от 4 до 8 раз (все зависит от качества сырья и сорта чая), при этом длительность каждой последующей заварки увеличивайте на 10, 20, 30 и т.д. секунд. Из чахая перелейте заваренный пуэр по чашкам и насладитесь непревзойденным вкусом этого целебного напитка.

Как правильно заварить чай улун
Связанная статья
Как правильно заварить чай улун
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500