Правила игры в го

Правила игры в го просты. На доске из 361 игровой точки сражаются камни белого и черного цвета. Первый ход всегда за черными. Задача игрока - окружить камни противника.

Ходом считается установка камня на точку, где пересекаются линии. Ходить можно как угодно, размещать камень сбоку, на краю доски. Главное - не попасть в окружение и захватить как можно больше камней противника.

Когда камень окружен со всех сторон (если он стоит в центре поля, то имеет 4 степени свободы, которые называются “даме”, если с краю или в углу - то 3 и 2 даме соответственно), он выбывает из игры и больше не участвует в ней. Камни складываются в коробку (красиво оформленные резные коробки для го, украшенные драгоценными камнями считались лучшим подарком китайским императорам).

Окружать можно один камень или группу камней. Игра считается законченной, если на доске не осталось вариантов для результативного хода.

Как считать очки в го

Очки в го зачисляются за захваченные в плен камни, пересечение точек, территорию (сколько свободных клеток к концу игры осталось за игроками). Предусмотрена компенсация для белых. Она называется “коми” и начисляется  за то, что черные делают первый ход.

Точные правила подсчета очков более обширны и имеют множество нюансов. Чтобы познакомиться с ними, можно посмотреть обучающее видео.