Сегодня розничная торговля переживает нелегкие времена: покупателей все меньше, платежеспособность населения снижается, открываются супермаркеты федеральных компаний и убивают продажи мелких магазинчиков.

Тем не менее, на месте закрывающихся магазинов открываются новые и все повторяется.

Как не оказаться в этой мясорубке? Как не бояться федеральных сетевых компаний? Как привлекать в магазин больше клиентов? Как открыть новый магазин и быстро раскрутить его?

Об этом мы сегодня и поговорим.

Мы не будем говорить о разрешительных документах и лицензиях, а будем говорить о том, как зарабатывать деньги.

Самое первое, о чем нужно подумать, как ни странно, кто будут Ваши клиенты, сколько их будет, как Вы их будете привлекать, и какую пользу они будут получать от взаимодействия с Вашим бизнесом. Ответы на эти вопросы помогут Вам определиться с форматом магазина и его месторасположением.

Самая частая ошибка – это работа от денег. То есть, у Вас есть 2 миллиона, что можно отрыть за эти деньги – это первый вопрос, который многие начинают обдумывать.

Какие могут быть клиенты, тут проще всего отталкиваться от территории продаж. Если магазин будет рядом с дорогой или в оживленном месте, то можно выбирать любой контингент по достатку и любую специализацию. Внутриквартальные магазины чаще всего рассчитаны на местных жителей и подстраиваются под их потребности и достаток.

Дальше нужно выбрать формат магазина.

Выбор формата

Существуют два основных формата продуктовых магазинов. Это магазин прилавочного типа и магазин самообслуживания. У каждого есть преимущества и недостатки.

Прилавочный магазин требует меньше помещение, меньше затрат на оборудование, персонал, дает возможность нишеваться (мясная лавка, магазин шаговой доступности, овощной магазин и т.д.) В прилавочном магазине можно выстраивать личные отношения с покупателями, причем это нужно делать, поговорим об этом позже.

Причем важным моментом выбора формата является именно, то на каких клиентов он будет рассчитан.

Сегодня есть 3 формата магазинов, которые приносят прибыль – это супермаркеты, специализированные магазины (мясной, рыбный, пивной, алкомаркет) и третий формат – это магазин шаговой доступности.

У каждого формата своя целевая аудитория и у них свои потребности.

Супермаркет – самый дорогой вариант, он рассчитан на самую широкую аудиторию, но важным моментом является то, что это аудитория требовательна к ассортименту продуктов, часто не проживают рядом с магазином, приезжают на машинах. Супермаркет ассоциируется с невысокой ценой на продукцию. Все посетители супермаркетов хотят все купить в этом магазине и отправиться домой, а не заходить в любой другой магазин.

Аудитория рассчитывает на то, что продукты будет легко найти, выбрать и достать, чтобы положить в корзину.

Что это значит?

Мы коснемся правил расстановки оборудования в другой статье. А значит, при таком формате магазина, Вы должны обязательно учесть несколько факторов:

1. У магазина должна быть хорошая парковка, вмещающая всех клиентов в часы пик.

2. В магазине должен быть большой ассортимент продукции, причем в каждой группе товаров. Лучше отказаться от некоторых групп товаров в угоду предоставления большого выбора по популярным продуктам. Очень часто бывает такое, что приходя в магазин, покупатели не обнаруживают там натурального молока или колбасы, а то и хлеба популярного производителя и покупатель перестает туда ходить.

3. Торговое оборудование должно быть открытого типа. Избегайте ларей, закрытых бонет и холодильных шкафов. Каждый закрытый холодильник продает на 30% хуже. Лари можно использовать только в формате ларь на 1-5 однотипных товаров (мороженое, лед, мороженая ягода и т.д.). Если навалите большой ассортимент под стекло – продажи будут слабые.

Магазин шаговой доступности – клиенты этого магазина, это на 80% жители близлежащих домов в радиусе 500 м. Основная потребность звучит так – пополнить запасы. Поэтому здесь можно обходиться прилавком, но грамотно его оформить. Магазин шаговой доступности сильно выигрывает, если делает ставку на клиентов, которые ценят свежие продукты. Для этого  можно настроить систему так, чтобы клиенты знали о следующем завозе товара и подходили вскоре после поставки. Как это сделать, я расскажу в следующей статье.

Очень распространенная ошибка владельцев магазина у дома – это экономия на торговом оборудовании, так как это не позволяет красиво сделать выкладку товара и снижает уют. А уют – это важное качество магазина шаговой доступности. Человек вышел из дома в тапочках и должен себя чувствовать как дома и у Вас. Не смотря на развитие супермаркетов магазины шаговой доступности, очень хорошо работают во всем мире. Но важно знать и любить своих покупателей.

Что же делать, если возле дома открылся супермаркет, а магазин уже есть?

Тут на первое место выходит узкая специализация на одной из категорий продуктов, которые плохо представлены в супермаркете. Магазин морепродуктов, может иметь большой ассортимент свежей рыбы и морепродуктов. Пивной магазин будет продавать ассортимент пива и снековый ассортимент наразвес. Мясная лавка должна продавать охлажденное свежее мясо. Супермаркет тут Вам не конкурент, так как рассчитан на конвейерное обслуживание, а со специализированными продуктами много возни.

Другой вариант – это магазин элитных продуктов. Позволяет иметь хорошую палитру разнообразных продуктов для обеспеченных людей.

Выбор помещения

Об этом очень кратко. Супермаркет нельзя делать в помещении менее 200 м.кв.,  средний супермаркет – это 400 м.кв. Помещение не должно иметь сложной конфигурации. Если ваш маркет пристроен к жилому дому – это беда. Вы не сможете поставить оборудование с выносными компрессорами.

Основной критерий выбора помещения – это площадь, прикиньте на листочке, какое оборудование у Вас будет стоять. Отдайте его на проект в компанию, которая занимается поставками оборудования. Пусть они нарисуют Вам это в прямоугольном помещении. Скажите площадь произвольно – например 4х10 м. Когда поймете, что все помещается, то ищите помещение. Не забывайте про склад.

Второй по важности критерий – это близость к целевой аудитории. Рядом должны быть дома или дорога. И желательно отсутствовать точно такие же магазины.

На этом все, в следующей статье мы поговорим о подборе оборудования и выборе названия, которое будет продавать.

Возможно, я что-то упустил, задавайте вопросы в комментариях.