Совет 1: Как рассчитать пищевую ценность

Качество продуктов питания включает много свойств, которые характеризуют их пищевую и биологическую ценность, а также органолептические, функционально-технологические, санитарно-гигиенические признаки. Пищевые продукты обеспечивают человека энергией и способствуют нормальному обмену веществ.
Вам понадобится
  • - таблица энергетической ценности продуктов.
Инструкция
1
Современные представления о качественных и количественных потребностях человека в пище отражены в концепции сбалансированного питания. Согласно ей для нормальной деятельности человек нуждается в определенном количестве энергии и пищевых веществах: белках, жирах, углеводах, аминокислотах, жирных кислотах, минеральных солях, витаминах и микроэлементах. Многие из перечисленных веществ незаменимы, т. е. не вырабатываются в организме, хотя и необходимы человеку.
2
Для характеристики продукта питания определите его общий и элементный состав, установите степень соответствия каждого компонента формуле сбалансированного питания и найдите так называемый интегральный скор. Он выражается в энергетических единицах (на 3000 ккал) и отражает способность того или иного продукта удовлетворять потребности организма в необходимых ему веществах.
3
Определите для себя понятие «пищевая ценность», оно включает количественное соотношение пищевых веществ в продукте, суммарную энергетическую ценность и органолептические характеристики изделия. Энергетическая ценность характеризует ту часть энергии, которая выделяется из пищи в процессе ее биологического окисления в организме. В зависимости от пола, возраста, массы и рода занятий человеку нужно употреблять ежедневно от 600 до 5000 ккал в сутки. Проведите самоанализ своего образа жизни и, исходя из этого, рассчитайте, сколько ккал вам необходимо в день. Каждый вид продуктов имеет разную энергетическую ценность. Например, в 100 граммах мясопродуктов содержится от 100 до 350 ккал.
4
Белки в организме усваиваются на 84,5%, углеводы 95,6%, жиры – 94%. Учитывая уровень усвоения пищевых веществ, рассчитайте энергетическую ценность продукта. При окислении 1 г белка выделяется 4,00 ккал (16,7 КДж) энергии, жира - 9,00 ккал (37,7 КДж.), углеводов - 3,75 ккал (15,7 КДж).
5
Пищевую ценность изделия рассчитайте по соотношению общего химического состава продукта и его массы. Кроме пищевой ценности в энергетическом выражении, важным показателем пищи является ее биологическая ценность. Она характеризует качество белкового компонента продукта как соотношение степени сбалансированности его аминокислотного состава и уровня переваримости и ассимиляции белка в организме.

Совет 2: Как считать углеводы

Если вы решили сесть на диету или просто захотели похудеть, ограничив себя в еде, но не придерживаясь определенной системы, вам необходимо знать, как правильно рассчитывать углеводы, так как их переизбыток способствует быстрому набору веса и развитию серьезных заболеваний.
Инструкция
1
Воспользуйтесь специальными таблицами химического состава некоторых продуктов. Их можно легко найти в любом диетическом справочнике и другой литературе, посвященной здоровому образу жизни. Для определения количества углеводов в рационе используются различные единицы – например, крахмальные или хлебные. Углеводы можно рассчитать и при помощи таблиц калорийности продуктов или по так называемой «сахарной ценности». Таблицы помогут вам составить индивидуальный рацион так, чтобы не замыкаться на нескольких полезных блюдах и заменять одни продукты другими.
2
Самой удобной расчетной единицей считается хлебная. За одну хлебную единицу обычно принимается определенное количество продуктов, содержащих 10-12 г «чистых» углеводов. Если вы рассчитаете, сколько хлебных единиц содержится в различных продуктах, вам будет легче составить рацион без вреда для здоровья.
3
Одна хлебная единица – это примерно один кусочек черного хлеба или одна маленькая булочка с отрубями, или 2 хрустящих хлебца. Овощи, которые входят в состав практически любой диеты, содержат, разумеется, меньше хлебных единиц. Так 3 крупных моркови, 6 столовых ложек консервированного горошка или 1 большая картофелина в мундире будут равны одной хлебной единице.
4
Учитывайте при расчете углеводов и калорийность продуктов, и то, как быстро они будут усваиваться. Чем больше будет в продукте пищевых волокон (как в ягодах, моркови, сухофруктах, грибах, бобовых и зерновых), тем медленнее они будут усвоены организмом. Однако при диабете и повышенном уровне холестерина, напротив, желательно, чтобы пища была как можно более волокнистой, так как растительная пища препятствует повышению уровня глюкозы в крови и снижает холестерин.
5
Если вы решили следовать какой-то диете всю жизнь (по желанию или по необходимости), обязательно посоветуйтесь с врачом, так как количество хлебных единиц для каждого конкретного человека строго индивидуально. Считается, что взрослому человеку в день достаточно от 15 до 25 единиц, но этот разброс слишком велик, чтобы можно было правильно рассчитать свой рацион раз и навсегда.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500