Совет 1: Как определить возраст книги

В наши дни книга является очень распространенной и доступной вещью, однако не так давно, по историческим меркам, книги были очень редки и дороги. Старые книги на сегодняшний день являются большой ценностью, однако часто возраст книги и ее ценность (хотя бы материальную) бывает сложно определить ввиду отсутствия в самой книге каких-либо данных касательно времени ее создания. Существует ряд косвенных способов, позволяющих определить возраст библиографической ценности.
Инструкция
1
Печать

Первые печатные книги появились в Европе в середине XV века благодаря усилиям талантливого немецкого изобретателя Иоганна Гуттенберга. Если книга печатная (а не рукописная) – она не может быть моложе 1456 года. Однако если книга рукописная, это вовсе не означает, что она появилась до середины XV века. Первые печатные книги были очень редки и дороги, посему ручное переписывание книг практиковалось еще долгие столетия после изобретения книгопечатания.
2
Язык

В прошлом даже ныне существующие языки по стилистике значительно отличались от сегодняшних своих аналогов. Установить примерный возраст книги можно по стилю написания, определив, какой эпохе соответствовали нормы языка, согласно которым она была написана.
3
Шрифт

Многое может поведать шрифт, которым напечатана библиографическая редкость. Посредством сравнения с другими книгами можно выявить, для какой эпохи был характерен данный шрифт.
4
Структура бумаги

В разные времена для печати использовали разную бумагу, установив тип которой, можно определить и возраст книги. Например, для книг XV-XVI веков характерна волокнистая структура, так как бумагу для них делали вручную.
5
Содержание

Установить примерный возраст книги можно по ее содержанию. Например, нередко в средневековых трактатах в предисловии упоминались имена нынешних (относительно автора) правителей либо иных власть имущих людей. Также можно установить время написания, исходя из описываемых в книге событий. Однако имеется следующий нюанс: книга может оказаться более поздним переизданием, и тогда упоминание каких-либо имен и событий не сможет помочь установить ее возраст.
6
Цвет

Некоторые книги печатались на цветной бумаге, например, еврейские – на темно-синей. Исходя из этого, специалист сможет определить время, когда книга была напечатана.
7
Типография

Если на книге не указан год печати, это не значит, что не может быть указана типография. Обычно название типографии указывается на последнем листе. Если оно есть, то установить примерный возраст книги можно, узнав даты существования самой типографии.

Совет 2: Первая печатная книга

Книги - привычная с детства часть жизни. Сейчас их все чаще заменяют электронные «читалки» и планшетные компьютеры, более удобные для использования, например, в транспорте, но прелесть перелистывания бумажных страниц не сравнима ни с чем. Как бы ни совершенствовались цифровые технологии, бумажная книга всегда останется в жизни человека.

Первая печатная книга в истории человечества

Считается, что самая первая книга была напечатана в Китае, в 868-м году. Собственно говоря, она даже не являлась книгой в привычном смысле, а была свитком серой бумаги, обернутым вокруг деревянной основы. Книга известна под названием «Алмазная сутра» (более полное название - «Сутра о Совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества как удар молнии»). Это трактат о добродетелях, необходимых для вступления на путь праведной жизни - своего рода буддийская Библия. Что неудивительно, ведь, как правило, первыми печатными изданиями оказывались религиозные тексты, поскольку именно они представляли наибольшую ценность для людей тех времен. Известно даже имя печатника, сделавшего эту копию священной сутры: Ван Цзи.

Напечатана «Алмазная сутра» была методом ксилографии, то есть оттиска с деревянной доски, на которой ножом вырезаны буквы. Наборная технология печати была на тот момент для китайцев слишком трудоемкой, ведь в их языке - тысячи иероглифов.

История книгопечати в Европе

Первые европейские печатные книги также печатались методом ксилографии и назывались инкунабулами. Самой известной из них стала так называемая «Библия бедных», напечатанная приблизительно в 1423-м году. Инкунабул до нашего времени дошло мало. Они во многом были похожи на рукописные книги, поскольку печатники-ксигографы старались подражать рукописному шрифту как можно точнее. Недоверчивые ко всему новому граждане не сразу оценили достоинства печатных книг и продолжали гораздо больше ценить тексты, вручную переписанные в монастырях.

Настоящий расцвет печати наступил в Европе после изобретения Иоганном Гуттенбергом технологии наборной печати. Для того чтобы напечатать книгу, не нужно было больше вырезать текст ее страниц на деревянных досках - печатные гранки стали наборными, состоящими из отдельных букв-литер. Первой печатной книгой Гуттенберга стала 42-х строчная Библия, изданная в 1455-м году.

Русские печатные книги

Первые русские печатные книги появились в 50-х годах XVI века и также были созданы методом ксилографии. Названия этих книг и имена издателей до наших дней не дошли. Первым известным русским печатником стал Иван Федоров. Огромное количество времени, сил и мастерства он вложил в двухкрасочное издание знаменитой книги «Деяния святых апостолов», известной также под коротким названием «Апостол», которая увидела свет 1 марта 1564 г.

Книга содержит высокохудожественные иллюстрации, которые резал и гравировал сам Федоров, изящные заставки, прекрасно выполненные шрифты. На подготовку «Апостола» в печать ушел год. Тираж издания составил около 1200 книг. Все их Фёдоров печатал собственноручно. Позже он же издал первый русский учебник под всем известным названием «Азбука», а также несколько религиозных трактатов и молитвенников.

Совет 3: Какие книги были напечатаны в России первыми

Еще царь Иван Грозный обратил внимание то, что рукописные книги пребывают в неисправности и изобилуют ошибками. Действительно, до внедрения книгопечатания переписчики часто допускали ошибки, вносили в книги недопустимые изменения, искажавшие смысл записей. Исправить ситуацию и внести порядок в книжное дело помогло издание печатных книг.

Из истории книгопечатания

Изобретение книгопечатания стало одним из заметных явлений в области культуры. В России первая типография появилась около 1553 года. К сожалению, имена всех мастеров типографского дела до современности не дошли. Первым же печатником на Руси считается дьяк Иван Федоров. Сохранились сведения о том, что издать первую книгу он задумал именно в 1553 году.

Обустройство типографию оказалось непростым делом. Только через десять лет в Москве усилиями Ивана Федорова и его сподвижников была создана «русская печатня». Ее здание построили рядом с Никольским монастырем, где впоследствии находился Печатный двор. В распоряжении мастеров-печатников имелись красивый шрифт и многочисленные графические элементы, которым предстояло стать заставками к будущим книгам.

Первые печатные книги в России

Первая книга русских мастеров-печатников, «Апостол», вышла в свет в марте 1564 года. Это было очень качественное по тем временам издание, напечатанное четким шрифтом и богато украшенное с точки зрения графики. Работа по изданию «Апостола» велась без малого год. Книга была богослужебной, она содержала отдельные части Нового Завета. Издание имело особую разметку и делилось на фрагменты, предназначенные для чтения при богослужениях. Первая книга быстро превратилась в библиографическую редкость.

Примерно через год «русская печатня» дважды выпустила другую книгу, носившую название «Часовник». Первопечатник Иван Федоров не только хорошо овладел типографским делом, но и оказался грамотным редактором. Он умело правил имевшиеся в его распоряжении переводы Священного Писания. Книги Федорова по своему стилю приближались к языку того времени.

Через некоторое время Иван Федоров и его сподвижник Петр Мстиславец по не вполне понятным причинам покинули Москву, но издательскую деятельность не прекратили. Вероятно, мастеров преследовали за это еретическое занятие. Обосновавшись во Львове, типографы еще раз выпустили книгу «Апостол», а затем и Библию целиком. Примерно в 1574 году появилось первое издание печатного букваря, снабженное грамматическими правилами.

После отъезда печатников из Москвы книгопечатание там приостановилось на два с лишним десятилетия. Известно о попытке мастеров Никифора Тарасьева и Андроника Тимофеева издать «Псалтырь», где шрифт и некоторые другие элементы были почти целиком скопированы с «Апостола» Ивана Федорова. Но по-настоящему издание печатных книг в Москве возобновилось только к концу 16 века.

Совет 4: Как узнать возраст книги

В постсоветский период возросла популярность коллекционирования антиквариата. При этом один из определяющих факторов ценности предмета - это его возраст. У такого предмета, как книга, возраст за счет указания года издания можно определить точно и быстро. Но что, если год не указан? Для этого существует ряд других методов определения возраста издания.

Инструкция
1
Соберите всю доступную информацию о книге. Если она хранилась у вас дома, расспросите пожилых родственников о том, как давно книга в семье, когда и как была приобретена. Это поможет вам хотя бы приблизительно определить ее возраст.
2
Обратите внимание на орфографию. В российской истории проводилось несколько реформ, которые сильно изменили правописание. Благодаря этому можно хотя бы приблизительно датировать текст, который вы видите перед собой. Если в тексте присутствуют такие буквы, как «омега», «ижица» или «юс», значит, книга была создана до 1710 года, то есть до утверждения Петром I нового гражданского шрифта. Исключением могут быть тексты, созданные старообрядцами - в их среде старой орфография сохранялась дольше. Присутствие буквы «й» говорит о том, что текст был издан после 1735 года, когда появилась эта буква. А букву «ё» можно встретить в книгах только с конца XVIII века. С 1918 года в текстах не использовались буквы «ять» и «фита», исчез твердый знак в конце слов.

Определенные изменения в орфографии можно наблюдать и в более новых изданиях. Например, до 1956 года ряд слов записывались иначе, чем сейчас - «чорт», «шопот», «цырюльник» и ряд других.
3
Для книг, созданных до XX века, используйте датировку по филиграням. Филигрань - это особый вид водяного знака, который наносился на бумагу как знак производителя. Ежегодно форма и вид этих знаков менялись. По ним можно определить не только время, но и место производства бумаги. Трудность этого метода заключается в том. Что он может дать только нижнюю границу датировки, например, что книга была создана не ранее пятидесятых годов XVII века. Но она могла быть написана и издана гораздо позже, просто и использованием старых листов бумаги.

В настоящее время издано множество каталогов как российских, так и зарубежных филиграней с соответствующими датировками. С этими изданиями можно ознакомиться в научной библиотеке.
4
Для рукописных книг подходит датировка по типу написания букв. В старом русском языке можно выделить два основных шрифта:

- устав, отличающийся четким геометрическим написанием букв. В классическом виде использовался в XI-XIV веках;

- полуустав, с более округлыми буквами и надстрочными знаками. Появился в XIV веке, после 1710 года практически сошел на нет.
Видео по теме

Совет 5: Как определить психологический возраст

Все люди по разному оценивают свою жизнь: кто-то считает, что все уже позади в 20 лет, а кто-то думает, что все только начинается в 60. От чего зависит такой разброс в ожиданиях? Основную роль здесь играет психологический возраст, т.е. то, на сколько лет человек себя ощущает в психологическом плане.
Вам понадобится
  • лист бумаги, ручка.
Инструкция
1
Определите, сильно ли расходится ваше мнение по поводу жизненных планов с мнениями ваших сверстников. Узнайте, считают ли они, что жизнь почти прожита или наоборот, предпочитают думать, что она еще не начиналась. Попробуйте проанализировать, чье мнение в большей мере соответствует действительности, а чье больше напоминает ваше собственное.
2
Возьмите лист бумаги и карандаш. Начертите горизонтальную линию. Она будет символизировать всю вашу жизнь, начиная с момента рождения и заканчивая моментом смерти. Нарисуйте линию настолько длинной, насколько вы сами захотите. Обозначьте возраст в начале и конце отрезка.
3
Отметьте на лини точку, в которой вы находитесь в данный момент. Здесь следует иметь в виду возраст, указанный в паспорте. Например, вы планируете прожить до 100 лет, а сейчас вам 25. Следовательно, точка нынешнего дня должна отделять первую четверть линии. Под точкой поставьте сегодняшнюю дату.
4
Вспомните все значительные события, которые произошли с вами за всю вашу жизнь. Они могут быть и не очень важными, но сильно повлиявшими на ваше мировосприятие. Это может быть как свадьба, так и прочитанная книга. Обозначьте события точками и распределите их по значимости. Составляя такую схему, следует учесть, что события могут носить как положительный, так и отрицательный характер.
5
А теперь проделайте все то же самое с правой стороной линии, т.е. укажите на ней события, которые еще не произошли, но входят в ваши планы. Отмечайте все, что приходит вам в голову. Это может быть и рождение ребенка, и защита докторской, и открытие своего собственного бизнеса. Словом все, к чему вы стремитесь или о чем только мечтаете.
6
А теперь сравните количество важных моментов до точки нынешнего дня и после нее. Перевес в ту или иную сторону и будет означать ваш психологический возраст. Если события прошлого более значимые, чем события будущего, то ваш психологический возраст больше указанного в паспорте. И наоборот, чем большие планы вы возлагаете на будущее, тем младше вы в психологическом плане.
Видео по теме

Совет 6: Как определить у человека наличие второй личности?

Раздвоение личности - это довольно редкое явление, но многие люди подозревают его наличие у себя или знакомых.

Раздвоение личности - это состояние, в котором человек имеет две или более вполне самостоятельных личности. Когда одна из личностей захватывает контроль, то другая молчит. Она не осознает действия, совершаемые телом, и не запоминает их.

Люди, имеющие несколько личностей, очевидно, ведут себя абсолютно по-разному в разных ситуациях, так как личности, как правило, имеют абсолютно разный характер, пол и возраст.

Медики считают, что главной причиной расстройства является насилие и стрессовые ситуации в детстве и предрасположенность к диссоциации. Диссоциация - это своего рода выпадение из реальности, которое можно наблюдать при чтении книг или просмотре фильмов, когда увлеченный человек не обращает внимания на окружающий мир и этот отрезок времени выпадает из его памяти.

Часто личности являются агрессивными как по отношению к человеку, в котором живут, так и к окружающим людям. Поэтому раздвоение личности очень опасно, нередко личности калечат тело и совершают преступления, о которых люди, придя в сознание, не помнят.

Лечение происходит с помощью психологов, которые, изучая пациента и его личности, находят подход к каждой из них, уговаривая их слиться воедино. Конечно, такое удается не часто, поэтому раздвоение личности является практически неизлечимой болезнью.

Совет 7: Как определить способности ребенка

У каждого ребенка есть задатки, но далеко не всем детям удается развить их в способности и одаренность. Помочь в этом ребенку должны родители, вовремя заметив, к какому виду деятельности у их малыша есть склонности и тяга.
Инструкция
1
Обычно малыш начинает проявлять способности к какому-либо занятию в возрасте 4-5 лет. Правда, бывает и так, что необыкновенный талант можно увидеть уже у трехлетнего ребенка. Внимательно присмотритесь к своему малышу: наблюдение за ним поможет вам определить, какие занятия ему больше нравятся. Главное - поняв, к чему у ребенка есть склонность, учтите, что принуждение только увеличивает неприятие. Любимое занятие должно приносить удовольствие и радость.
2
Художественные способности ребенка, как правило, проявляются уже в 2-3 года. Вы заметите, что любимые занятия малыша – рисование, аппликация, лепка. Понаблюдайте за ним: ребенок замечает больше цветов, чем его одногодки, различает их оттенки, обращает внимание на детали, предметы, находящиеся на заднем плане.
3
Ваш малыш любит петь? Присмотритесь к нему, чтобы не пропустить музыкальный талант ребенка. Кроме того, что он умеет воспроизводить музыку, услышанную всего лишь раз, малыш также способен ритмично двигаться. Он не фальшивит, когда поет, интересуется музыкальными инструментами. Некоторые такие дети с удовольствием подражают известным исполнителям.
4
Ваш малыш с раннего возраста с удовольствием слушает и листает книги, он рано научился читать, быстро запоминает и любит рассказывать стихи. Понаблюдайте за ним: быть может, у вас растет будущий актер или писатель. У таких детей богатое воображение и большой словарный запас. Ребенку нравится сочинять истории, он хорошо умеет выражать свои эмоции и подражать героям сказок или мультфильмов.
5
Обратите внимание, что дети, одаренные интеллектуально, обладают большими познаниями в разных областях или в какой-либо одной. Им нравится читать энциклопедии, они способны к глубокому анализу, умеют критически относиться к фактам. Как правило, такие дети быстро усваивают новый материал и легко учатся. Возможно, будущего ученого вы сможете распознать в своем ребенке, который интересуется числами; легко концентрируется; любит все считать; играть в настольные игры; разбирать на части игрушки, чтобы посмотреть их устройство. Ему нравится собирать пазлы, разгадывать головоломки и ребусы.
6
Спортивная одаренность выделяет ребенка среди его сверстников ловкостью, хорошей координацией движений и физической формой. Если ваш малыш любит бегать, состязаться с приятелями, рано освоил велосипед, в нем просто бурлит энергия, учтите, что это вовсе не значит, что ему не дано интеллекта. Просто интереснее всего для него заниматься спортом, получать удовлетворение от физической усталости.
Совет полезен?
Если у вас есть сомнения в каких-либо задатках ребенка, обратитесь за консультацией к психологу. Он поможет определить склонность к определенным занятиям с помощью специально разработанных тестов.
Источники:
  • определение способностей ребенка
Видео по теме
Обратите внимание
Не следует забывать, что порой даже профессионалы определяют возраст книги с погрешностью в несколько десятков лет. Поэтому нужно учитывать, что, даже применив все вышеназванные способы, можно в итоге получить неверный результат. Определение возраста книги – дело очень сложное, и даже профессиональных знаний не всегда бывает достаточно для однозначных выводов.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500