Совет 1: Как найти участника Великой Отечественной войны по фамилии

Благодаря развитию информационных технологий возможность найти участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов по фамилии есть практически у каждого жителя России. Существуют специальные ресурсы, помогающие в поиске пропавших без вести солдат и находящихся в здравии ветеранов.
Инструкция
1
Попробуйте найти участника Великой Отечественной войны по фамилии с помощью одного из тематических сайтов, ссылки на которые расположены ниже. Для начала вы можете просто изучить размещенные здесь документы и выдержки из различных архивов с данными о погибших и пропавших без вести во время войны, а также о судьбе тех, кто смог остаться в живых.
2
Выполните более детальный поиск, используя специальную электронную анкету. Укажите в соответствующих полях имя, фамилию и отчество участника ВОВ. Если вам известны дополнительные сведения, например, годы службы и звание, имеющиеся у солдата ордена и медали, укажите их тоже. Даже если первоначальные поиски не увенчаются успехом, не отчаивайтесь. Базы данных на подобных сайтах периодически обновляются. Кроме того, попробуйте поискать информацию о человеке с помощью интернет-поисковиков (Google, Yandex и т.д.). Достаточно ввести имя и фамилию ветерана, а также любые дополнительные сведения, чтобы получить ссылки на сайты с информацией о нем.
3
Вы можете попытаться найти участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов по фамилии через сводную базу данных «Мемориал» Министерства обороны РФ, размещенную на его сайте (ссылка есть ниже). Здесь также имеется анкета для заполнения данных о воине. В результате вы сможете узнать информацию о судьбе солдата, взятую из сохранившихся копий «Донесений о безвозвратных потерях». Любые полученные сведения могут оказаться полезными при ведении дальнейших поисков.
4
Обратитесь в военкомат по месту призыва участника Великой Отечественной войны, чтобы найти его по имени и фамилии. Напишите заявление с просьбой сообщить информацию о солдате, указав вашу степень родства и все известные о нем данные. После этого ожидайте ответ от военного комиссариата.
5
Если поиски по-прежнему не дали положительных результатов, обратитесь в Центральный архив Министерства обороны, который находится в городе Подольск. Достаточно отправить письмо по адресу учреждения с просьбой сообщить информацию о пропавшем без вести участнике Великой Отечественной войны. Через некоторое время вам должен прийти ответ с данными о месте захоронения солдата либо его текущем месте жительства, если ветеран находится в здравии.
6
В случае получения такого ответа, как «Умер от ран» или «Умер в плену» без сопроводительной информации можно написать письмо в ФСБ и запросить данные о человеке из архивов либо в Военно-медицинский музей МО РФ, расположенный в Санкт-Петербурге.

Совет 2: Как найти человека по ордену

Если вы находитесь в поисках хозяина потерянной награды, каким-то образом попавшей к вам - значит, судьба вознаградила вас благородным сердцем. Ведь, не секрет, что ордена и медали, за которыми стоят чья-то доблесть, отвага, труд, не для всех имеют моральную ценность. Для кого-то гораздо весомее то, что выложит за них фалерист или коллекционер. Поиск человека по ордену может быть затруднен, если не известна фамилия его хозяина, если орден был выдан в другом регионе или стране. Но в любом случае нужно начинать с архивных данных.
Инструкция
1
Обратитесь с запросом в областной комиссариат, чтобы найти информацию в архивах наград вашего региона. Если выяснится, что орден не выдавался на территории вашей области, специалисты военного комиссариата направят запрос в Министерство обороны. При этом, если владелец не установлен, награда должна быть по закону возвращена в администрацию президента РФ.
2
Продолжайте собственный поиск, если желаете довести дело до конца. Вы можете обратиться в Российский государственный военный архив, контактную информацию можете найти по ссылке: http://rusarchives.ru/federal/rgva/index.shtm. Если есть наградные документы, воспользуйтесь информацией базы данных http://www.obd-memorial.ru/.
3
Также для самостоятельного поиска человека обратитесь с соответствующим запросом в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Он расположен по адресу: 142100, Московская область, г. Подольск, ул. Кирова, 74. Запрос можно отправить и в Военно-мемориальный центр Вооруженных Сил РФ по адресу: 103160, г. Москва, К-160, ул. Знаменка, 19. На случай, если хозяин ордена служил в военно-морских силах, обратитесь также по адресу: 188350, г. Гатчина, Ленинградская обл., Красноармейский п., 2. Здесь находится Центральный военно-морской архив Министерства Обороны РФ.
4
Ознакомьтесь, как дополнительный вариант, с содержанием книг серии «Энциклопедия советских наград», авторов В.Дурова и Н.Стрекалова: «Орден Красной Звезды», «Орден Ленина», «Орден Красного Знамени». В этих книгах с достаточной полнотой содержится информация о награждениях, награжденных и наградных документах. А «Аверс № 6» - излюбленная книга фалеристов, возможно, даст идеи о других способах поиска.
5
Ищите в Интернете портал о наградах, награждениях и награжденных, набрав в поисковике строку «онаградах.ру». Возможно, вам повезет и поиск заимеет минимум времени, если вы ознакомитесь с информацией об утерянных наградах, которую размещают обычно родственники награжденных. Ваши поиски обязательно увенчаются успехом!

Совет 3: Как найти пропавших без вести во время войны

Более полувека назад закончилась Великая Отечественная война, оставив след почти в каждой семье. Судьбы миллионов погибших и пропавших без вести солдат неизвестны. Долг потомков – почтить память героев, отдавших свои жизни за их будущее. Работа по поиску пропавших в период ВОВ и послевоенный период ведется как на государственном уровне, так и силами добровольцев. Составляются базы данных, разрабатываются технологии самостоятельного поиска в помощь тем, кому небезразличны судьбы пропавших без вести родственников.
Вам понадобится
  • - канцелярские принадлежности;
  • - доступ в интернет.
Инструкция
1
Начните со сбора сведений о пропавшем человеке. Желательно знать не только его имя, фамилию и отчество, но и дату и место рождения, РВК (районный военный комиссариат) призыва, номер воинской части (или почтовой полевой станции) и воинское звание разыскиваемого. Также постарайтесь собрать сведения о его родственниках.
2
Проведите поиск в интернете, используя полученные сведения. Существует несколько баз данных военнослужащих ВОВ. Наиболее полные из них: http://www.obd-memorial.ru/ (база данных, составленная на основе документов ЦАМО РФ) и http://www.ipc.antat.ru/Ref/all.asp (база данных, составленная на основе Книг Памяти различных регионов).
3
Даже если была найдена интересующая информация, проверьте ее достоверность по другим источникам. Посетите сайты и форумы, посвященные военно-исторической тематике. При поиске используйте различные комбинации слов, проверяйте возможные синонимы и сокращения имен, терминов и названий.
4
Если найденная информация не смогла ответить на все ваши вопросы, отправьте запросы в соответствующие архивы. Отправляя запрос, вложите в письмо конверт с обратным адресом и маркой – это ускорит получение ответа.
5
Обратитесь в международные поисковые службы. Довольно долго архивы Германии периода Второй мировой войны служили лишь для внутреннего пользования. Однако в 2006 году было принято решение их рассекретить. На сайте Международной службы Розыска, расположенной в Бад Арользене, предоставляется возможность заполнить онлайн заявку на поиск информации о разыскиваемом родственнике: http://www.its-arolsen.org/ru/glavnaja/index.html. Кроме того, проверьте базу данных советских военнопленных и базу данных захоронений советских граждан на территории Саксонии. Это можно сделать на сайте http://www.dokst.ru/main/node/1132.
Обратите внимание
При проведении поисков варьируйте написание фамилии и имени разыскиваемого. Они могут быть сильно искажены, так как в основном все записи велись на слух либо могли быть допущены ошибки при переписывании документов.

Будьте готовы к тому, что поиски могут затянуться на много месяцев или даже лет. Шла самая страшная в истории человечества война, поэтому многие данные попросту не сохранились. Иногда, к сожалению, поиски и вовсе могут оказаться безрезультатными. Особенно актуально это для поиска пропавших и погибших в 1941 и 1942 годах.
Совет полезен?
При сборе информации полезно отмечать для себя источники ее получения. По мере накопления фактов они могут оцениваться по-разному. Возможно, какие-либо сведения придется перепроверять и такое подробное описание сократит общее время поисков.

Совет 4: Как найти ветерана войны

Война отгремела давно, но разбросала друзей и родственников по стране и Европе так, что люди и сейчас ищут друг друга. Успех вашего поиска во многом будет зависеть от тех сведений, которыми вы располагаете, от редкости фамилии и от степени участия в войне разыскиваемого.
Инструкция
1
Прежде всего, постарайтесь как можно подробнее вспомнить все, что вам известно об этом человеке, любые, даже не проверенные, сведения и слухи. Кроме фамилии, имени, отчества и хотя бы примерного года рождения помогут в поиске и другие сведения. Постарайтесь припомнить воинское звание, состоял ли он в партии, имел ли награды, в каких войсках и частях воевал, из какого города был призван, на каких фронтах воевал и в каких битвах участвовал. Помимо сведений о самом ветеране вспомните все, что вам известно о его родственниках и друзьях. Возможно, связавшись с этими людьми, вы узнаете если не местонахождение и судьбу ветерана, то хотя бы новые сведения о нем.
2
Если вы знаете, в каком городе он живет или жил, то обратитесь в товарищество Ветеранов Отечественной Войны при Исполкомах этого города, если такого нет, в районную службу соцобеспечения или в администрацию этого района или поселка. Списки всех живых ветеранов находятся там, о умерших сведения надо искать в архиве.
3
Зарегистрируйтесь и оставьте вопросы на сайтах, помогающих в поисках сослуживцев и родственников. Их сейчас довольно много. obd-memorial.ru, но на нем только погибшие и пропавшие без вести. pobediteli.ru, этот сайт создан на основе официальных данных и только о живых ветеранах. Помимо этих государственных сайтов есть целый ряд порталов, созданных на основе писем бывших солдат и их родственников:pomni.is74.ru, slugili.ru, armyru.narod.ru,odnopolchane.net и другие. Возможно, там вы найдете его самого либо тех, кто его знает и помнит.
4
Обратитесь во всероссийские архивы о всех солдатах страны. Архив военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации находится по адресу 191180, г. Санкт-Петербург, Лазаретный переулок, 2, а Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации находится в Московской области, в городе Подольске, ул. Кирова, 74. К сожалению, электронного портала и даже электронной почты у них нет. Запрос придется отправлять обыкновенным или заказным письмом, или ехать туда лично.
Видео по теме

Совет 5: Как найти участника войны

Великая Отечественная война затронула практически каждую семью на территории бывшего Советского Союза. Миллионы людей погибли и почти столько же пропало без вести. До сих пор родственники разыскивают останки своих близких. И многие находят если не могилу, то хотя бы сведения о ее примерном местонахождении.
Инструкция
1
Перед началом поисков соберите как можно больше информации о пропавшем родственнике. Поговорите с бабушкой, родителями. Пусть они расскажут все, что помнят. Поинтересуйтесь, не осталось ли старых фотографий и писем с фронта. Это будут очень ценные находки. На конверте можно посмотреть дату отправки и район боевых действий. Тогда у вас будет отправная точка, с которой можно начинать поиски. Кроме того, образец почерка может помочь в дальнейшем идентифицировать останки.
2
Собрав все сведения, идите на сайты, где хранится информация о пропавших без вести солдатах. Их базы постоянно обновляются, так как поиски безымянных могил идут до сих пор. В нужной строке на портале укажите год рождения, фамилию, имя и звание участника Великой Отечественной войны. Вы увидите список тех, кто подходит под описание. Если найти человека не удалось, напишите администрации сайта и оставьте заявку. Как только появятся какие-либо сведения, с вами обязательно свяжутся.
3
Обратитесь за помощью в военно-патриотические клубы, которые обязательно существуют в вашем регионе. Найти их можно в исторических институтах, бывших дворцах пионеров, в школах. Передайте информацию о разыскиваемом их участникам. Они имеют доступ к архивным данным и постараются выяснить самые точные сведения о местонахождении могилы пропавшего.
4
Напишите в программу «Жди меня». Сделать это можно на сайте передачи или отправив письмо по адресу г. Москва, ул. Академика Королева, д. 12. Укажите все имеющиеся у вас сведения о пропавшем солдате, приложите фото, если имеется. Поисковики, после получения конверта, внесут данные в базу программы. И начнут разыскивать информацию о местонахождении останков пропавшего. Как только что-то станет известно, с вами свяжутся по телефонам, которые не забудьте указать в конце письма.
Источники:
  • База данных погибших и ветеранов ВОв
  • база данных ветеранов вов

Совет 6: 1941 год: как это было

Вторжение Германии на территории СССР, начавшееся 22 июня 1941 года, вошло в историю под кодовым названием «план Барбароса». Эта военная операция до сих пор остается крупнейшей в истории человечества.

Подготовка к войне

Адольф Гитлер с самого начала считал подписанный между Германией и Советским союзом пакт о ненападении лишь временной мерой, оттягивавшей начало войны между государствами. Немецкое командование подготовилось к войне заранее. Еще 18 декабря 1940 года высшим руководством Германии была подписана Директива №21, более известная как «план Барбароса» — широкомасштабная тактическая операция по нападению на СССР. С момента вступления в силу этого военного плана он предполагал ведение войны на уничтожение коммунистов, а также евреев, которые, по мнению немецких фашистов, составляли «расовую основу» враждебного режима.

Нападение Гремании на СССР

22 июня 1941 года Германия напала на СССР. Это произошло менее чем через два года после подписания пакта Молотова-Риббентропа — договора о ненападении между странами. Европейские державы и советская разведка неоднократно предупреждали правящую верхушку о наращивании военного потенциала Германии на границах. Игнорирование этих предупреждений, в силу тех или иных причин, привело к почти мгновенному вторжению трехмиллионного немецкого войска, а также полумиллионного войска германских союзников. Благодаря такому тактическому преимуществу и внезапности советская армия в начале войны была деморализована, почти разбита и отреза от снабжения.

Вслед за немецкой армией, которая колоссальными темпами продвигалась вглубь территории Советского Союза, следовали оперативные карательные отряды, которые осуществляли операции по массовому истреблению местных жителей.

Военные успехи Германии на конец 1941 года

К началу сентября 1941 года немецкие войска сумели подойти к Ленинграду на северном фронте, захватить Смоленск на центральном и Днепропетровск на южном фронте. К концу года нацистская армия подошла к Москве.

В этот момент силы немцев стали быстро истощаться. Командование рассчитывало на быстрое завершение войны и капитуляцию СССР, поэтому не экипировало свою армию к зимней военной компании. К тому же, войска продвинулись далеко вглубь вражеского государства, тем самым оставив свои передовые отряды без снабжения.

Контрнаступление СССР

Пользуясь этой ситуацией, Советский Союз в декабре 1941 года совершил широкомасштабное контрнаступление, заставив немецкие войска отступить от Москвы. Только спустя несколько недель, цже в начале 1942 года, германская армия сумела приостановить продвижение советских войск под Смоленском.

Совет 7: Как найти сведения о пропавшем без вести на войне 1941-1945

В преддверии великого праздника День Победы многие люди пытаются найти информацию о своих родных и близких - участниках ВОВ, узнать об их боевом пути, наградах и т. д. Особенно сложно найти хоть какие-то данные о людях, пропавших в годы войны без вести.
Вам понадобится
  • Любое устройство, через которое можно выйти в интернет.
Инструкция
1
Гораздо быстрее у вас получится найти сведения о пропавшем без вести человеке, если известны не только его ФИО и год рождения, но и звание, место прописки.
Зайдите на сайт "Мемориал" (http://www.obd-memorial.ru/), впишите в открывшемся окне фамилию, имя и отчество, год рождения и другую известную информацию, нажмите кнопку "поиск". Перед вами появится список людей с такими же данными, попробуйте среди них отыскать нужного человека, используя графу "место рождения".
Если вы знаете гораздо больше информации о пропавшем без вести, чем просто ФИО, место и год рождения, то воспользуйтесь "расширенным поиском".
Введите, к примеру, дату и место призыва, лагерный номер, место пленения, госпиталь и т. д., нажмите "искать". В данном случае вам, скорее всего, и выпадет информация об искомом или же вас оповестят, что людей с данной информацией в базах нет.
2
Перейдите на сайт "Подвиг народа" (http://podvignaroda.mil.ru/), в самом верху напротив картинки в виде награды выберите один из вариантов: "люди и награждения", "документы", "география войны". В зависимости от выбранного в строку поиска впишите либо ФИО и год рождения, либо номер документа и его дату, нажмите "искать". Если в базе имеется информация, то она откроется в новом окне.
3
Перейдите на сайт "Мемориал Великой Отечественной войны" (http://www.kremnik.ru/), в верхнем правом углу в строку поиска впишите ФИО того, чью информацию желаете найти, нажмите "найти". Если информации нет, то попробуйте немного изменить условия поиска, поставив галочку напротив "одно из слов" или "точная фраза".

Совет 8: Как найти участника Великой Отечественной войны в интернете

Благодаря развитию информационных технологий сегодня любой человек сможет найти данные о пропавшем без вести или погибшем в ходе Великой Отечественной войны родственнике. Сделать это можно через один из множества специально созданных сайтов.
Инструкция
1
Перед тем, как начать поиск, соберите о пропавшем родственнике как можно больше полезной информации (имя, фамилия, отчество, дату призыва на службу, воинское звание, старые фотографии и др.). Как показывает практика, одного имени и фамилии для того, чтобы найти ветерана ВОВ, бывает недостаточно. Подробные сведения о человеке не только облегчат поиск, но повысят вероятность достижения положительного результата.
2
Самый простой способ отыскать участника боевых действий 1941-1945 годов - это прибегнуть к помощи электронных баз данных. Подобных ресурсов на просторах интернета довольно много и все они находятся в открытом доступе. К наиболее крупным банкам данных можно отнести сайты www.podvignaroda.ru, www.obd-memorial.ru, www.pamyat-naroda.ru и www.moypolk.ru. Сведения для электронных баз данных добываются добровольцами, которые занимаются археологическими раскопками в местах ведения боевых действий, а также теми, кто по роду своей деятельности так или иначе имеет отношение к ветеранам ВОВ (сотрудники социальных служб, работники правоохранительных органов и медицинский персонал). Информация об участниках ВОВ постоянно обновляется и дополняется, поэтому имеет смысл осуществлять поиск пропавшего бойца через электронные базы данных несколько раз в месяц. Чтобы начать поиск человека, необходимо ввести в строку поиска его ФИО и дату рождения. Все остальные сведения, которые удалось узнать перед началом поиска, отмечаются в расширенной анкете.
3
Если поиск по крупнейшим базам данных не дал результатов, то поискать человека, пропавшего в годы Великой Отечественной войны, можно в книгах памяти. Они содержат сведения о погибших в военное время людях, чьи останки удалось найти в ходе раскопок и идентифицировать. К таким тематическим ресурсам относятся следующие сайты: rf-poisk.ru, отечестворт.рф и soldat.ru.
4
Также в поисках участника ВОВ могут пригодиться электронные библиотеки, содержащие старые газеты военного периода и мемуары (oldgazette.ru, www.rkka.ru) или архивы, где хранятся документы о боевых действиях (www.archives.ru, www.rusarchives.ru, archive.mil.ru , rgvarchive.ru , rgaspi.org и rgavmf.ru).
Источники:
  • http://www.podvignaroda.ru/
  • www.obd-memorial.ru
  • www.pamyat-naroda.ru
  • www.moypolk.ru
  • rf-poisk.ru
Источники:
  • http://obd-memorial.ru/html/index.html
  • http://soldat.ru/
  • http://archive.mil.ru/
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500