Увольнение талантливых сотрудников. Уволить эффективных сотрудников – быстрый способ сократить расходы. А что дальше? Кризис пройдет, тогда придется нанимать новых, которых придется обучать заново. Правильным вариантом будет договориться с сотрудниками о временном сокращении оплаты. Но если предвидится мало работы, то держать большой штат менеджеров будет неразумно.

Снижение расходов на IT-технологии. Не надо забывать, что мы живем в мире информационных технологий, интернета, социальных сетей, где происходит общение потребителей и продавцов, поэтому экономить на IT не имеет смысла. Естественно, не надо увеличивать расходы, а лучше оптимизировать текущие, путем анализа эффективности вкладываемых средств.

Снижение рисков. Сейчас оптимальным вариантом для менеджмента является активный поиск новых способов, методов и возможностей для расширения деятельности. Стагнация – страшный враг бизнеса, а в кризис – особенно, потому как это верный путь к развалу, ведь если нет развития – идет деградация.

Прекращение разработки новых продуктов. Расходы сначала будут немного снижены, но что будет, например, через год, когда нужны будут новые и привлекательные продукты? Вам просто будет нечего предложить потребителю на фоне дальновидных конкурентов.

Смена руководства. Тенденция такова, что в кризис компании увольняют прежнего управленца, который ориентирован на рост компании, а вместо него назначают другого, который будет снижать расходы и увольнять сотрудников. Факт в том, что смена руководства приведет к более или менее параличу компании и дальнейшего роста надо будет долго ждать.

Прекращение освоения новых рынков. Кризис когда-нибудь закончится, поэтому лучше быть «на коне», на шаг впереди конкурентов.

Смена стратегии компании с инновационной на выжидательную. Временно, конечно. Но нет ничего постоянного, чем временное. Будет очень трудно после кризиса вернуться в прежнее русло. Правильным решением будет как можно больше сосредоточиться на перспективных проектах, немного снизить темп.

Снижение уровня «жизни» сотрудников.Речь о мелочах – питьевая вода, питание, ручки, блокноты, все то, что составляет видимую часть рабочего пространства сотрудников.

Сложная структура менеджмента. В условиях кризиса лучший вариант – упростить структуру руководящего кабинета – это повысит скорость принятия решений.

Прекращение использования консалтинговых услуг. В кризис руководство обычно старается снизить расходы, но здесь к месту поговорка: кто владеет информацией – владеет миром. Лучше быть в курсе всего, что происходит на рынке, в неясных ситуациях не надо экономить на грамотных консультантах – польза от новой информации будет больше потраченных денег на консалтинговые услуги.