«Пьяный ангел» (1948 год)

После Второй мировой войны бывший успешный доктор влачит нищенское существование, усугубляя свое и так безвыходное положение тем, что постоянно глушит спирт, выписываемый на больных. Его человеческие качества раскрываются в трогательной заботе о гангстере, молодом и красивом парне, который медленно, но неизбежно умирает от туберкулеза.

Трагедия двух судеб, сплетенных воедино в послевоенной Японии, рассказывает зрителям о жестокости криминального мира, об утраченном понимании чести якудза, о страхе, а также о простой человеческой доброте, любви и неподдельном мужестве перед смертью. Есть много картин, достойных эпитета «лучший фильм», но «Пьяный ангел» - не может бороться за это право. Не может лишь по одной причине – он вне конкурса.

 «Жить» (1952 год)

Другой фильм, который мог бы стать гимном беспрецедентной отваге последних дней угасания – «Жить».  Узнав, что осталось совсем немного, старик решает, что, в общем-то, прожил жизнь зря. Ему в голову приходят мысли оставить что-нибудь этому миру. Он задумывает увековечить память о себе в детской площадке, построив ее на месте запущенного пустыря.

Куросава ставит вопрос ребром: герою придется многое в себе изменить, чтобы добиться цели. Ведь иначе слабый умирающий пожилой мужчина с безропотным характером не сможет сломить косность и надменность вставших на его пути бюрократических структур. Сделав строительство делом последних дней, старик упорно собирает необходимые подписи, печати и резолюции. Его уже не остановят ни ругательства начальства, ни ухмылки сослуживцев, ни угрозы бандитских группировок. Да и как иначе, если впереди вечность.

 «Августовская рапсодия» (1991 год)

Через десятки лет и других прекрасных фильмов Куросава снимает кино о жизни. Переплетение простых радостей и великой печали охватывает промежуток в 45 лет (по странному стечению обстоятельств, с момента окончания съемок фильма «Жить» прошло лишь немногим меньше). Несмотря на то что на дворе 1991 год, пожилая женщина, живущая вместе со своими внуками в скромном домике недалеко от города Нагасаки, не может забыть событий Второй мировой войны, навсегда изменившие мир. Тогда американская бомба повлекла за собой смерть многих, в том числе и ее мужа. Ужасные воспоминания преследуют ее всю жизнь, порой вызывая припадки неадекватного поведения.  

Акира Куросава – событийный режиссер, и вот переломный момент: перед 9-м августа, вместо того, чтобы помянуть былое, она получает приглашение на Гаити от своего брата. Состоится ли грандиозная поездка? Да, если женщина сумеет оторваться от прошлого, к которому была привязана столько лет. Картина по праву признана лучшим фильмом Куросавы и пронзительным, но вместе с тем парадным гимном жизни, который культовый режиссер исполнил незадолго до прощания.