Идея

Растяжкой «Мы открылись!» никого не удивить. Все так пишут, да и еще и фотографии красивых блюд прилагают, будто есть некрасивые. Для эффективного продвижения нужен повод, причем такой, какого нет ни у кого. Людям нужны нюансы, повод для разговора, иными словами ― идея: экологический фитобар, восточный ди-джей бар, психоделический ресторан.

В СМИ слишком много рекламы, поэтому выделиться могут лишь очень яркие, неординарные рекламные макеты. Причем заметной должна быть не реклама, а идея! Рекламировать нужно «фишку», ноу-хау, а не сам ресторан как еще одно симпатичное помещение, в котором можно вкусно поесть. Продавайте не название, и не слоган, и не третья булка бесплатно ― продавайте легенду, атмосферу, образ жизни. Не стоит ориентироваться в этом на коллег, не бойтесь быть первыми.

Наружная реклама

Самый эффективный вид наружной рекламы для ресторана ― это его вывеска. Она должна сочетаться с фасадной группой и выделяться на ней, подсвечиваться в темное время суток, информация должна легко читаться. Рестораны с достаточно большим территориальным влиянием или расположенные в труднодоступных (точнее, труднонаходимых) местах должны позволить себе больше: по пути следования в ресторан (зная основные транспортные развязки) можно установить рекламные щиты, бигборды, лайт-боксы или дорожные указатели. Относительно новый вид рекламы ресторанов ― на транспорте (такси, маршрутки).

СМИ

В зависимости от целевой аудитории ресторан может ориентироваться либо на деловую и информационную, либо на развлекательную прессу. Если планируется привлечение иностранцев в заведение, то не обойтись без англоязычной. В целом пресса больше подходит для имиджевой рекламы ― продвижения того образа заведения, которое соответствует его концепции. Оригинал-макет ресторана должен содержать именно такой образ и минимум текста, буквально: название, слоган, адрес и еще одну короткую фразу, ведь читая прессу, люди НЕ ЧИТАЮТ рекламу. Если же ресторан хочет сказать о себе что-то большее, можно подумать и о статье, благо многие издания практикуют спецрубрики, посвященные ресторанам. Можно провести мастер-класс по приготовлению суши, например, для журналистов.

Письма

Существует два основных вида рассылок ― почтовые, SMS- и интернет-рассылки. Независимо от этого, удачная та, которая направлена на конкретных представителей целевой аудитории. Письма стоит направлять только по тем адресам, откуда будущие клиенты смогут и захотят приехать в ресторан. Интернет-рассылка дешевле и часто эффективней. Постоянных клиентов можно попросить самих оставить e-mail.

Глянец

В заведении средней и выше среднего ценовой категории должна постоянно находиться информационная полиграфия: визитки ресторана, подробные буклеты с основными блюдами меню и легендой. Акционная полиграфия приурочена к определенным акциям, событиям и предназначена в основном для рассылки или предакционного распространения в самом ресторане (на столах или в папках-счет).

Подарочек

В ресторанах сувенирная продукция может быть самой разнообразной, основное требование к ней ― оригинальность, концептуальность. Роль сувенирной продукции могут выполнять: папки-счет, которые посетители могут уносить с собой, консервные банки с символикой ресторана, свечи с символикой, шоколадки с логотипом ресторана и т.д. ― простор для творчества колоссальный. Удачная идея ― спички с имиджевой рекламой заведения, но такая продукция работает только там, где курят.

TV

Эффективность рекламы ресторанов на ТВ ― вопрос спорный. Сложность в том, что ТВ, в отличие от ресторана, является элементом массовой культуры. Для ресторанов на ТВ удачным вариантом является спонсорство определенных мероприятий: спортивных матчей, концертных программ. Удачный опыт ― призовые фонды и участие в специализированных программах о ресторанах, рассчитанных на потребителей. Только фаст-фуды, имеющие сеть не менее 8-10 заведений, могут рассчитывать на определенную эффективность ТВ-рекламы.

Радио

Реклама ресторана на радио эффективна в двух случаях: при открытии нового заведения (кампания должна длиться не менее 3-х недель по 6-8 выходов ролика в день) и при продвижении определенных рекламных акций (приглашение на вечеринку, информация о бизнес-ланчах, завтраках, скидках на меню и т.д.). Для того, чтобы такая реклама действительно сработала, ролик должен быть игровой, с интересной идеей, отражающей концепцию и даже стилистику заведения. Чем больше «приколов» содержит радиоролик, тем больше вероятность его эффективности.

Сарафанное радио

В секторе fine dining (дорогие, элитные рестораны) очень важна реклама «из уст в уста», проведение разнообразных мероприятий, привлечение известных людей, создание необычных информационных поводов, продвижение шеф-повара и т. п. Известный ресторатор и приверженец этого метода рекламы Аркадий Новиков, открывая ресторан «Сыр», наказал менеджерам в первую неделю после открытия на все звонки потенциальных клиентов отвечать: «Все столики заняты... можете сделать заказ на послезавтра». Работая какое-то время себе в убыток, ресторатор создал ажиотаж и реноме популярного места. Чем выше стоимость среднего счета, тем меньшую роль играет прямая реклама и тем большую ― пиар. В паутине Преимущества Интернета перед остальными методами: небольшая цена, оперативность размещения, широкая ЦА и ее рост.

На специализированном портале об отдыхе и ресторанах информацию можно довести в полном объеме: описание ресторана (его концепция, общая атмосфера, фирменные блюда, информация о шеф-поваре, фотографии интерьера), новости (проводимые мероприятия, акции и дегустации, изменения в меню, открытие новых ресторанов, введение дополнительных сервисов), полное меню, включая напитки с указанием цен, координаты (адрес, телефон, схема проезда) и часы работы, возможность заказать столик или банкет online как для B2B сектора, так и для B2C. Кроме того, Интернет ― единственная медиасреда, где можно не бояться экспериментов, резких поворотов и нестандартных путей. Средства WEB-дизайна, возможности HTML, графики, flash, Java и т. д. являются практически неограниченными для создания любых рекламных материалов.

Рыба-прилипала

Хорошо «привязать» ресторан к известному бренду, в этом случае между ними устанавливается ассоциативная связь и отношение к бренду переносится и на ресторан. Поэтому неплохой эффект может дать продвижение ресторана  в бутиках и торговых центрах (в зависимости от ценовой категории ресторана и его концепции) ― так называемый кросс-промоушн, когда с магазинами, салонами и бутиками договариваются о системе взаимных скидок или взаимной информационной поддержке.