Многие должники все ещё находятся в заблуждении относительно того, что деятельность коллекторов незаконна в принципе. К сожалению, не все так просто. Закон допускает возможность продажи банком долга другим компаниям, даже тем, которые не являются кредитными организациями (в кругу должников такие компании принято называть коллекторскими, а их сотрудников – коллекторами). Кроме того, чтобы сторонняя организация занималась взысканием долга, банку достаточно просто заключить агентский договор, без продажи долга. В обоих указанных случаях компания, которая фактически не имеет никакого отношения к банку, сможет на вполне законных основаниях требовать с вас долг. Но стоит помнить, что коллекторы могут обращаться к вам только при наличии определенных документов.

Если к вам обращаются коллекторы, знайте, что в большинстве случаев их действия незаконны. В нормативно-правовых актах, регулирующих процесс кредитования, указаны правила поведения коллекторов.  Знаете ли вы, например, что звонить или направлять смс в выходной день коллекторы могут строго с 09.00 до 20.00 часов по вашему местному времени?

Досудебное  урегулирования конфликта путем письменного обращения в банк или коллекторскую компанию и проведение переговоров.

На данном этапе вы можете просить банк снизить размер неустойки и реструктуризировать долг. Обычно должники готовы платить по кредиту, но непомерные штрафы, которые начислены за просрочку, «съедают» весь платеж и фактически кредит не гасится. Помните, что условия кредитного договора, которые обязывают выплачивать сначала неустойку, а затем только проценты и основной долг, незаконны, и их можно оспорить. Кроме того, закон допускает возможность снижения размера начисленной неустойки.

Обращение в суд. Если в банке или в коллекторском агентстве не захотели добровольно удовлетворить ваши требования, то необходимо с данными требованиями обращаться в суд.

Кроме того, с 01.07.2015 года закон допускает банкротство физических лиц. В рамках данной процедуры можно предложить банку провести реструктуризацию долга. Если он не согласился на нее при досудебном способе урегулирования конфликта, то в рамках процедуры банкротства банк будет более сговорчив, боясь не получить ни копейки, если должника признают банкротом.

Заявление в правоохранительные органы. Противозаконные методы работы коллекторов побуждают многих должников обращаться в полицию. Но зачастую они встречают там отказ или такое обращение не приносит желаемых результатов – коллекторы по-прежнему пытаются воздействовать на должника. В данном деле могут помочь лишь настойчивость и знание юридических тонкостей общения как с коллекторами, так и с правоохранительными органами.