Таинство соборования иначе называют елеосвящением. Такая формулировка обуславливается тем, что во время священнодействия человек помазывается святым елеем (маслом) для исцеления душевных и телесных недугов. Также считается, что в соборовании прощаются забытые грехи.

Обычай помазывать больных елеем известен еще с библейских времен. Апостол и евангелист Марк в своей благой вести повествует о том, что Христос призвал двенадцать апостолов и повелел помазывать больных маслом для исцеления. Это описывается в 6-ой главе Евангелия от Марка. Кроме этого, в Библии есть и еще конкретные указания на помазание больного человека маслом для облегчения телесных недугов. В соборном послании апостола Иакова говорится, что больной человек должен призвать церковных пресвитеров для получения помазания елеем. Ради веры болящего и молитв священнослужителей Господь способен даровать исцеление и здравие нуждающемуся человеку (Иак. 5, 14-15). Таким образом, указание на совершение таинства соборования содержится непосредственно в новозаветных текстах Библии.

Само таинство соборования (точнее его чинопоследование) изменялось на протяжении веков. В библейские времена главными совершителями таинства были святые апостолы. Позднее, когда вера христианская получила большее распространение, елеосвящение производили священники Церкви. Именно об этом и указывает апостол Иаков в своем соборном послании.

Чинопоследование соборования также видоизменялось с первых веков. Приблизительно такое последование, которое и сейчас совершается в православных храмах или на дому, оформилось в XV веке. 

На Руси таинство соборования до XIX века именовалось "последним помазанием". Однако святитель Филарет Дроздов настоял, чтобы такое именование церковного таинства было изъято из употребления по причине несоответствия главной сути священнодействия. Таинство соборования совершалось не только над умирающими, но и просто над больными людьми. Именно такой практики и сейчас придерживается Русская Православная Церковь.