Инструкция
1
Сначала производится горизонтальный анализ. Положите перед собой документы отчетности и сравните абсолютные показатели расходов в численном выражении на протяжении анализируемого периода. Если произошли резкие изменения, то нужно рассмотреть при исследовании еще время до начала рассматриваемого периода. Именно на этом этапе анализа словесно формулируются цели последующей работы, так как производится первичная оценка финансовой ситуации в организации. Однако одного горизонтального анализа недостаточно, необходимо продолжить исследование на более глубоком уровне.
2
Произведите вертикальный анализ. Рассчитайте удельный вес расходов разного вида в их общем количестве. Различают обычные, внереализационные, операциональные и чрезвычайные расходы. Обычные расходы связывают с непосредственно производством товаров и услуг. Внереализационные расходы не связаны с продажей товаров, они включают в себя плату за аренду, проценты по кредитам, судебные издержки. Операциональные – это расходы организации на ее нормальное функционирование, которые требуются повседневно, но также не связаны непосредственно с производством товаров и услуг. Например, затраты на расчет оплаты труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизацию.
3
Также нужно проанализировать отдельные траты в каждом виде расходов, это позволяет выявить нежелательные тенденции на ранних стадиях возникновения проблемы. Часто на этом этапе анализа удается выявить нецелесообразные траты и увидеть угрозу благополучию организации.
4
Для выяснения глубинных причин изменения показателей расходов часто приходится проводить факторный анализ расходов, который лучше доверить профессионалам. Они выявят взаимосвязи переменных и сделают выводы о том, какие показатели нужно изменить, чтобы расходы стали более целесообразными.