Великое водоосвятие совершается дважды в год: на праздник Крещения Иисуса Христа (19-е января), а также в крещенский сочельник (18-е января). Некоторые люди ошибочно полагают, что вода, освящаемая в эти дни, отличается по своим свойствам.

Крещенской водой называют воду, которая освящается в крещенский сочельник. Некоторые люди эту воду могут называть иначе - сочельниковской. Непосредственно на праздник Крещения Господня освящается уже так называемая богоявленская вода. Необходимо отметить, что в народе нет четкого именования воды, освящаемой на праздник Крещения и в сочельник. Некоторые называют освященную воду в сочельник крещенской, другие сочельниковской. Иногда также крещенской водой называют ту, которая освящается на праздник Крещения Иисуса Христа. В таком случаем вода, освящаемая в сочельник, такой и остается по названию - сочельниковской. Необходимо отметить, что в таком суеверии не столько важна этимология, сколько то, что вода с двух водоосвятий разная, а потому ее необходимо использовать по-разному, ведь вода обладает различными благодатными свойствами.

Некоторые православные христиане считают, что вода, освящаемая в крещенский сочельник, используется только для окропления жилищ, огородов, каких-либо вещей. То есть, эта вода, по их мнению используется "во вне". Вода же с праздника Крещения принимается исключительно внутрь.

Такое представление о святой воде не имеет ничего общего с христианской богослужебной традицией. Нельзя разделять воду крещенскую и богоявленскую в меру того, что чин водоосвятия совершается один. Все молитвословия и прошения священника во время водоосвятия идентичны. Вода, освящаемая в крещенский сочельник, ничем по своим свойствам не отличается от воды, освящаемой на сам праздник.

Получается, что двоекратное великое водоосвятие обусловлено не различиями свойств освящаемой воды, а обычным указанием богослжебного устава.

Некоторые могут видеть различие воды в том, что на сочельник освящаются меньшие емкости. Из этого сторонники суеверия делают ошибочные выводы о том, что сочельниковская вода нужна меньше, силы у этой святыни также меньше. Крещенской же воды освящают много. Это якобы связано с тем, что она более "святая". На самом деле в крещенский сочельник освящается меньше воды для того, чтобы верующие смогли ее всю разобрать до праздника Крещения Господня, ведь на само торжество также будет совершаться водоосвятие, для которого необходимо полностью освободить емкости.

Таким образом, разницы между крещенской (сочельниковской) водой и богоявленской не существует. Вся вода освящаемая чином великого водоосвятия является святой агиасмой и имеет одинаковые благодатные свойства и "силу".