Богослужебный год православных христиан начинается осенью. Эта традиция соответствует как богослужебной, так и календарной ветхозаветной практике. В первый день сентября за божественной литур­гией читается отрывок из Евангелия, повествующий о пропо­веди Иисуса Христа в синагоге Назарета. Текст Евангелия рассказывет о том, что Христос, раскрыв книгу пророка Исайи, прочитал собравшимся слова о помазаннике, целью которого являлась проповедь спасения. Именно под зна­ком этого пророчества и стоит церковное новолетие.


Московский Собор 1492 года принял решение начинать считать летосчисление в России с 1-го сентября вместо 1-го марта. Сама же дата 1-е сентября (как начало года) стала официальной далеко за пределами России и в более древние времена. Так, начало нового летосчисления в первый день осени положил еще импе­ратор Константин Великий, одержав 1-го сентября 312 года победу над Максентием. После этой даты христианам была дана свобода в исповедании своей веры. Отцы Первого Вселенского собора, проходившего в Никее в 325 году, в память об этом событии постановили праздновать Новый год 1-го сентября – это был день свободы для христиан.


Исторически на Руси новолетие праздновалось 1-го сентября до 1699 го­да. В 1699 году Петр Первый издал указ о перенесении новолетия на 1-е января. Однако в церковном богослужении последование но­вого лета (года) до сих пор числится под 1-м сентября (по старому стилю). По новому стилю эта дата приходится на 14-е сентября.


Начиная с IV века вся литургическая (богослужебная) жизнь Церкви нераз­рывно связана с юлианским церковным календарем. Именно этого календаря до сих пор придерживается Русская Православная Церковь, монастыри Афона, Православные Церкви Грузии, Иерусалима, Сербии, частично Болгарии.