1. Нет клиентской базыХорошая база клиентов — основа успешного бизнеса. Компания, собирающая контакты покупателей, получает преимущество на рынке, потому что периодически напоминает клиентам о себе.2. Действия конкурентовДругие фирмы могут предлагать тот же товар, но улучшить процесс продажи. Для этого внедряют возможность заказать товар по телефону, через интернет; с доставкой на дом или в офис и т.д.3. Старение продуктаЖизненный цикл продукта включает четыре стадии: появление на рынке, рост, достижение зрелости и упадок. Когда товар проходит последнюю стадию, активность покупателей резко снижается независимо от действий конкурентов.4. Неудачное расположение магазинаДля покупателей, которые ценят время, территориальное расположение магазина имеет решающее значение. Постепенно такие клиенты находят другие возможности приобретения нужного товара.5. Грубость продавцовК сожалению, неумение общаться с покупателями — не такое уж редкое явление. Клиенты чувствуют себя униженными и не желают приходить в магазин повторно.6. Недостаточная квалификация продавцовПокупатель не обязан все знать о товаре, способах его подключения и т.д. Если продавцы не могут быть хорошими консультантами, следующая покупка произойдет в другом месте.7. Нет нужных способов оплатыЧтобы не снимать деньги с пластиковой карты, клиенты предпочитают не ходить в магазины, где можно рассчитываться только наличными средствами.8. Большой выбор товаров-субститутовТовары-заменители привлекают внимание покупателей низкими ценами и новыми качествами. Субституты автомобиля — мотоциклы, велосипеды, услуги такси.9. Другие причиныРынок быстро меняется, появляются новые технологии производства и продвижения продукции, а с ними — новые причины ухода клиентов. Прояснить ситуацию поможет опрос бывших покупателей, контакты которых сохранились в клиентской базе.Чтобы не терять клиентов, надо активно поддерживать обратную связь, чтобы вовремя реагировать на изменения потребностей, вкусов и настроений.