В Чехии Рождество начинают праздновать в Сочельник – 24 декабря. Поскольку это последний день рождественского поста, то на праздничный стол подаются лишь постные блюда, главным из которых является жареный карп. Еще одно традиционного блюдо рождественского стола – картофельный салат, напоминающий популярное в России «оливье».

Чехи связывают с рождественским застольем множество различных примет. К примеру, за столом непременно должно находиться четное количество гостей. Если этого не получается, необходимо поставить еще одну тарелку с приборами. Под каждую тарелку обязательно подкладывают чешуйку от карпа. Считается, что она приносит счастье и богатство, поэтому многие прячут ее в кошелек и носят с собой на протяжении целого года. Перед тем как сесть за стол, жители Праги отправляются с детьми на берег Влтавы, покупают живого карпа и отпускают его обратно в реку.

Сочельник в Чехии также называется Щедрым днем и Медвежьим Рождеством. В это время чехи кормят сладостями медведей, проживающих в крепостном рву в городе Чески Крумлов. На следующий день, 25 декабря, хозяйки запекают гуся и пекут всевозможное печенье. А 26 декабря называют днем святого Штефана, в этот день дети и молодежь ходят по домам, распевая рождественские колядки. Связан с ним и забавный обычай изгнания из дома нерадивых мужчин. В старые времена их на самом деле выставляли из дома, а сейчас просто кладут рядом с кроватью узелок.

Даже в Рождество чехи не перестают заботиться о природе. Елки и миниатюрные сосенки продаются и устанавливаются исключительно в горшках. Также в каждом доме, на площади или костеле традиционно ставятся рождественские ясли. На площадях крупных городов можно увидеть настоящие загоны с живыми домашними животными и колыбелькой с младенцем Ежишком (Иисусом).

В храмах и костелах устанавливаются вертепы, где разыгрывается настоящее кукольное представление с музыкой и песнями. Придя в храм, дети попадают в настоящую сказку. Кроме того, Чехия – это единственная в мире страна, где рождественские подарки дарят сразу 4 сказочных персонажа: 2 своих – Микулаш и Ежишек – и 2 иностранца – Санта Клаус и Дед Мороз.